Для успешного функционирования и удовлетворения рыночного спроса компании должны использовать определенные инструменты маркетинга, одним из которых является позиционирование.
Позиционирование компании - это комплекс работ по определению ее места на рынке среди конкурентов в сознании потребителей, при грамотном проведении которого повышается конкурентоспособность компании. Управление позиционированием компании производится с помощью рекламных инструментов. Реклама и фирменный стиль направлены на укрепление позиции компании в сознании потребителя .
Магазин «Посудная лавка» расположен в г. Березники Пермского края. У каждой из трех торговых точек магазина имеется своя целевая аудитория в зависимости от уровня дохода. В магазине представлен широкий ассортимент столовых приборов, кухонных принадлежностей, посуды для приготовления еды, выпечки и сервировки. Идея стратегии позиционирования магазина «Посудная лавка» отражена в слогане «От чопорной классики до крутого модерна». Рекламные инструменты и фирменный стиль компании рассчитаны одновременно на все сегменты рынка. Это изначально является ошибкой - расплывчатое позиционирование.
В результате анализа конкурентных сил М. Портера выделены наиболее важные факторы влияния - это существующие и потенциальные конкуренты. Сильное влияние конкурентов подтверждает необходимость грамотного позиционирования магазина «Посудная лавка».
Как показало исследование, основными критериями при выборе посудо-хозяйственных средств для жителей Березников являются цена и качество. Найденные критерии послужили осями при построении карты позиционирования.
Для определения положения магазинов «Посудная лавка» и ее основных конкурентов по двум наиболее важным для потребителей критериям мы провели исследование, в ходе которого респондентам предлагалось поставить оценки исследуемым компаниям по показателям «цена» и «качество». На основе этих значений мы построили карту позиционирования (см. рисунок). В опросе приняли участие 231 чел.
Карта позиционирования
На рисунке видно, что основным конкурентом магазинов «Посудная лавка», расположенных в ТЦ «Космос» и ТЦ «Океан» является отдел «Уютный дом» в Универсаме 2. Для точки в ТЦ «Оранж Молл» основной конкурент - магазин «Посудные ряды». Дальше всего от идеального значения расположен магазин «Посудная лавка» в ТЦ «Океан».
Кроме того, как показало исследование, многие потребители не знают о его существовании. Уровень осведомленности респондентов об основных конкурентах на данном рынке представлен ниже:
Количество респондентов, знающих об исследуемых объектах
Магазины «Посудная лавка»:
в ТЦ «Океан» 25
в ТЦ «Космос» 42
в ТЦ «Оранж Молл» 129
Магазин «Лада» 63
Магазин «Посудные ряды» 48
Универсам 2, отдел «Уютный дом» 54
ТЦ «Радуга», посудный отдел
Сетевые магазины «Семья, Виват»
Городской рынок
Известно, что ни одна фирма не в состоянии действовать сразу на всех рынках, удовлетворяя при этом запросы всех потребителей. Исходя из этого утверждения и из того, что целевая аудитория каждого магазина «Посудная лавка» своя, мы предлагаем разработать стратегию позиционирования отдельно для каждого магазина сети.
Рекламные инструменты и фирменный стиль помогут укрепить новые позиции магазинов в сознании потребителя. В фирменном стиле «Посудная лавка» используются следующие элементы: фирменные цвета (зеленый и желтый), логотип, слоган «от чопорной классики до крутого модерна», фирменный шрифт, выполненный в старинном силе.
По результатам проведенного анализа, словосочетание «Посудная лавка» ассоциируется с чем-то обыденным, поэтому рекомендуется оставить его и все существующие элементы фирменного стиля для магазина, целевой аудиторией которого являются потребители с низким уровнем дохода. Использование знакомых фирменных цветов и названия в рекламе повысит известность этого магазина среди жителей Березников.
Для двух других магазинов мы предлагаем провести ребрендинг. Исходя из психологии восприятия цвета в рекламе и ориентации на конкретные целевые аудиторий, мы разработали следующие рекомендации.
Магазин, целевой аудиторией которого являются потребители со средним уровнем дохода, мы предлагаем позиционировать как «классический европейский специализированный магазин посуды». Название должно акцентироваться на узкой специализации магазина, так как она в данном случае является конкурентным преимуществом. Предлагаемое название магазина «Посуда CLASSIC». В фирменном стиле этого магазина рекомендуется использование кофейного и бежевого цвета.
Для магазина, целевая аудитория которого - потребители с высоким уровнем дохода, рекомендуется использовать фиолетовый и стальной цвет в фирменном стиле и короткое зарубежное название, например «РЫОБ», что в переводе с испанского означает «посуда». Реклама всех магазинов «Посудная лавка» должна преследовать главную цель: укрепить новую позицию магазинов в сознании потребителя.
Таким образом, мы предлагаем разработать стратегию позиционирования отдельно для каждого магазина этой сети, что поможет более эффективно ориентировать комплекс маркетинга компании под потребности конкретной целевой аудитории.
М. К. Ковалева, И. С. Неганова
Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)
Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 8. Направления: 11. Исследования менеджмента, маркетинга и логистики 19. Информационные процессы инновационного бизнеса, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 2538