Бенчмаркинг - новый современный метод конкурентной борьбы, который позволяет предприятиям совершенствоваться, взаимодействуя с другими игроками рынка, выявляя инструменты превосходства, целенаправленно внедряя их в свою деятельность и лучше используя потенциал роста. Актуальность данной проблемы обуславливается тем, что большинство фирм в настоящий момент работает в условиях стремительно изменяющейся внешней среды высокой степени неопределенности.
Сегодня существуют различные определения понятия «бенчмаркинг». Профессор Норвежского университета науки и технологии Бьерн Андерсен дает одно из наиболее полных определений: «Бенчмаркинг - это постоянное измерение и сравнение отдельно взятого бизнес-процесса с эталонным процессом ведущей организации для сбора информации, которая поможет рассматриваемому предприятию определить цель своего совершенствования и провести мероприятия по улучшению работы» .
Цель бенчмаркинга заключается в повышении общей конкурентоспособности предприятия за счет поиска, адаптации и использования лучших из применяемых методов организации бизнес-процессов .
В рамках бенчмаркинга могут решаться следующие задачи: ориентация организации на внешнюю среду для постоянного поиска новых возможностей и противостояния внешним угрозам;
определение конкурентоспособности компании и ее слабых сторон; осознание необходимости изменений;
планирование и целеполагание на основе оценки внешней среды; отбор идей по кардинальному улучшению бизнес-процессов; повышение эффективности функционирования;
изменение организационной культуры в сторону стремления к развитию, повышению квалификации, компетентности.
Бенчмаркинг дает организации следующие преимущества: позволяет «увидеть себя со стороны» - объективно проанализировать свои сильные и слабые стороны;
дает возможность преодолеть застой в руководстве, указать на их неточное представление о положении дел;
предоставляет организации сигналы раннего предупреждения об отставании;
позволяет почерпнуть новые идеи как в производственной сфере, так и в области сбыта;
помогает определить приоритеты своей деятельности по улучшению работы;
определяет и включает лучшие из применяемых процессов и практик менеджмента;
выясняет уровень организации по сравнению с лучшими в мире; открывает новые технологии и методы управления организацией; позволяет осуществить крупномасштабные улучшения; помогает организации обучаться на опыте других; создает культуру непрерывного усовершенствования; сокращает затраты на процесс улучшения; ведет к быстрому внедрению подходов при меньшем риске; улучшает главные финансовые показатели.
Все перечисленные задачи могут решаться в ходе реализации процесса бенчмаркинга, который включает в себя следующие этапы: 1. Планирование. 2. Поиск. 3. Наблюдение. 4. Анализ. 5. Адаптация.
Однако не всегда проведение бенчмаркинга для организации приносит только положительные результаты. Не каждой организации удается достичь желаемой цели. Существуют наиболее распространенные причины неудач бенчмаркинговых программ. Необходимо принимать их во внимание и минимизировать соответствующие риски.
Несоблюдение методики и принципов бенчмаркинга. Неправильная последовательность или состав этапов бенчмаркинговых программ могут привести к увеличению расходов и затягиванию программ во времени. Поэтому рекомендуется следовать методическим рекомендациям по бенчмаркингу.
Недостаточное количество информации для проведения бенчмаркинга. Необходимо собирать как можно больше полной и достоверной информации при проведении бенчмаркинговых программ. Чем обширнее будет информация о компании-эталоне, тем больше вероятность, что процесс пройдет удачно.
Большие затраты. Иногда затраты на бенчмаркинговые программы не покрывают результат их реализации и от них отказываются. В связи с этим следует четко и продуманно планировать все этапы бенчмаркинга и расходы по ним, прогнозировать результат.
Неправильное определение компании-эталона. Довольно часто для проведения бенчмаркинга выбирают не самый лучший опыт и решения, отсюда возникают проблемы. Или, например, технологии и наработки, которые в одной организации приносят большой успех, в другой будут неэффективны ввиду размера, специфики и стратегии. В связи с этим следует внимательно и взвешенно проводить бенчмаркинг.
Бенчмаркинг сегодня - неотъемлемый элемент управления компанией. Особое значение он имеет в управлении качеством, позволяя постоянно контролировать уровень качества, отслеживать новейшие тенденции в производстве товаров и оказании услуг. Более того, данный инструмент дает компаниям, его использующим, возможность непосредственно изучить, посмотреть новинки, лучший опыт других компаний, позволяет вводить инновации в деятельность организации, совершенствовать бизнес- процессы с меньшими затратами.
А. С. Иванова
Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского
(Саратов)
Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 8. Направления: 11. Исследования менеджмента, маркетинга и логистики 19. Информационные процессы инновационного бизнеса, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 2178