Одна из функций маркетинга является проведение сегментирования рынка.
В современных условиях развития экономики и насыщенности рынка торговой организации просто необходимо деление рынка на сегменты, которые позволяют организации определить их целевой сегмент, а также тщательнее проанализировать потребности не только своих, но и потенциальных покупателей для лучшего их удовлетворения.
Сегментация рынка представляет собой метод для нахождения частей рынка и определения объектов, на которых направлена маркетинговая деятельность организаций и которые позволяют более целенаправленно осуществлять маркетинговые мероприятия, что помогает избежать лишних затрат и повысить эффект коммерческой деятельности.
Сегмент рынка имеет основные характеристики полезности: измеримость; он должен быть достаточно большим и рентабельным, чтобы был смысл разработать для него специальный маркетинговый план; организация должна иметь доступ к сегменту; организация должна иметь достаточные производственные финансовые возможности для выполнения своего плана по освоению сегмента.
Объектами сегментации рынка выступают:
группы потребителей - группировка потребителей по каким-либо признакам, в той или иной степени определяющий мотивы их поведения на рынке. Основными признаками сегментации рынка по группам потребителей являются географические, демографические, психографические, поведенческие. Сегмент рынка по группам потребителей определяется по совпадению у определенных групп потребителей нескольких признаков;
группы продуктов (товаров, услуг) - это производная от сегментации рынка по группам потребителей, учитывает запросы и предпочтения потребителей по качественным характеристикам продукта (товара, услуг). Основными признаками сегментации рынка по группам продуктов являются функциональные и технические параметры, цена и т. п.;
предприятия (конкуренты) - группировка конкурентов по факторам конкурентоспособности в продвижении на рынок. Основные признаки сегментации рынка по предприятиям (конкурентам) - качественные показатели продукта (НТ), цена, каналы сбыта, продвижение продукта.
Сегментация рынка по потребителям, сегментация по продуктам и конкурентам взаимно дополняют друг друга и все полученные результаты рассматриваются в комплексе, что позволяет правильно выбрать наиболее эффективный сегмент рынка.
Сегментация проводится с целью максимального удовлетворения запросов потребителей различных товаров, а также рационализация затрат предприятий по разработке программы производства, выпуска и реализации товаров.
А. А Иванова, С. Н. Лыкасова
Филиал Уральского государственного экономического университета (Каменск-Уральский)
Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 8. Направления: 11. Исследования менеджмента, маркетинга и логистики 19. Информационные процессы инновационного бизнеса, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 2590