Управление современной организацией невозможно эффективно осуществлять без учета особенностей ее корпоративной культуры. Несмотря на то что за рубежом данное направление стало актуально еще в начале 1980-х гг., в России пик интереса к данной проблематике наблюдается только в настоящее время. Большинство успешных организаций страны активно внедряют в систему менеджмента корпоративные правила и стандарты поведения, разрабатывают кодексы этики членов компаний, особое внимание уделяют внутриорганизационным ритуалам, мифам и др. В соответствии с этим изменились и требования, предъявляемые к менеджерам по персоналу, которые должны обладать необходимыми знаниями по управлению корпоративной культурой.
Корпоративная культура - это система материальных и духовных ценностей, проявлений, взаимодействующих между собой, присущих данной корпорации, отражающих ее индивидуальность и восприятие себя и других в социальной и вещественной среде, проявляющаяся в поведении, взаимодействии, восприятии себя и окружающей среды.
Формирование института корпоративной культуры находится связан с проблемами развития глобальной культурной среды, творческих, интеллектуальных и нравственных качеств личности и всего человечества.
Корпоративная культура представляет собой комплекс вырабатываемых и признаваемых коллективом организации социальных норм, установок, ориентаций, стереотипов поведения, верований, обычаев, которые заставляют человека (группу людей) вести себя в тех или иных ситуациях определенным образом.
В соответствии с корпоративной культурой организации сотрудники придерживаются правил и норм поведения. Свод правил и норм поведения, стандартов взаимоотношений между работниками, а также между ними и управленцами или руководством коллективов, подразделений корпорации, находит выражение в официальных документах, кодексах чести, кодексах корпоративного поведения и т. д.
Каждая организация выбирает свой набор правил и предписаний, управляющих повседневным поведением сотрудников на рабочем месте, осуществляя деятельность в соответствии с теми ценностями и потребностями, которые имеют существенное значение для ее сотрудников.
Основополагающим элементом корпоративной культуры являются ценности - предельные жизненные ориентиры, по которым выстраиваются поведение, отношения с людьми, карьеру, ставим цели и ограничения.
Через конкретные действия менеджеров ценности отражаются в целях и политике организации, дают каждому работнику подтверждение, что то, чем он занимается, отвечает как его собственным интересам и потребностям, так и интересам и потребностям коллектива и конкретного подразделения, всей корпорации и общества в целом.
Институт корпоративной культуры - сложное многогранное социально-экономическое явление, основанное на ценностях профессионализма, самовыражения и саморазвития, творчества, «соучастия» личности в деятельности компании и общества, определяющее смысл существования компании, ее отношение к сотрудникам и обществу.
Для формирования корпоративной культуры, адекватной современным требованиям экономики и бизнеса необходимо трансформировать ценности людей, сформировавшиеся под воздействием командно - административных методов управления и взять курс на внедрение в сознание всех категорий наемных работников элементов, составляющих базовую структуру корпоративной культуры рыночного типа.
Одним из важнейших показателей такой культуры является ориентация не только на обеспечение благоприятной атмосферы, нормальных отношений в коллективе, но и на достижение намеченных целей и результатов деятельности фирмы.
Корпоративная культура может создаваться целенаправленно сверху, но она может формироваться и стихийно снизу, из различных элементов разных структур, привнесенных человеческих отношений между работниками, руководителями и подчиненными, разными людьми, ставшими сотрудниками фирмы.
Ориентированность культуры на внутреннюю среду проявляется главным образом в организационном поведении сотрудников. Сюда следует отнести:
устойчивость, эффективность и надежность внутрисистемных организационных связей;
дисциплину и культуру их исполнения; динамизм и адаптивность к нововведениям в организации; общепринятый (на всех уровнях) стиль управления, основанный на сотрудничестве;
активные процессы позитивной самоорганизации; всё, что проявляется в организационном поведении работников в соответствии с принятыми нормами и признанными ценностями, объединяющими интересы отдельных людей, групп и организации в целом.
Структура корпоративной культуры обеспечивает внутреннюю прочность, устойчивость, высокую степень сопряженности и системной целостности ее элементов. Такие структурные элементы корпоративной культуры, как корпоративная философия «общей судьбы», декларация корпоративной миссии, корпоративный дух, концепция развития «человеческого капитала», система внутрикорпоративного информирования, культура профессионального самосознания, обеспечивает эффективность творческой и интеллектуальной деятельности личности в рамках современной фирмы. Представленные элементы структуры корпоративной культуры выступают как образцы, которые, обладая высокими мобилизирующими и консолидирующими началами, задают ориентиры внутренней социокультурной интеграции персонала, эффективных профессиональных, деловых отношений и внешней адаптации современной компании.
Из сказанного ясно, что роль корпоративной культуры в компании чрезвычайно важна и многогранна. Объединяя все виды деятельности, культура делает коллектив сплоченным и производительным. Управление корпоративной культурой, способствующей стабильной деятельности компании в условиях постоянных перемен, представляет большой научный и практический интерес. Из этого следует, что развитие организации не сможет пройти без создания актуальной для нее культуры.
М. С. Дектерева
Пермский национальный исследовательский политехнический университет
(Пермь)
Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 8. Направления: 11. Исследования менеджмента, маркетинга и логистики 19. Информационные процессы инновационного бизнеса, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 7755