Развитие концепции конкурентоспособности основано на теории сравнительных преимуществ национальных экономик: богатые природные ресурсы, благоприятные географические, климатические, инфраструктурные факторы и др. В ходе постиндустриального развития в рыночной среде возникают новые факторы конкурентоспособности, основанные на достижениях научно-технического прогресса, инновациях на всех стадиях цепочки создания ценности товара. Сравнительные преимущества, данные от природы, статичны, не вечны и невоспроизводимы, а конкурентные преимущества динамичны, связаны с инновациями, развитием человеческого капитала, интеллекта и по самой своей природе безграничны.
Главной целью предприятий малого и среднего бизнеса является получение экономического или других видов эффектов (социального, экологического, безопасности). Для того чтобы выжить, остаться на рынке, предприятие обязано «уметь быть» конкурентоспособным.
В теоретическом плане все понимают, что внедрять изменения необходимо, иначе застой на одном месте - это движение назад. Однако большинство руководителей не знают, «что бы такого нового и эффективного придумать», а если даже и придумывают, то потом не знают, как управлять новшествами, а затем - как закрепить их в организации. Другие боятся думать об изменениях, потому что «сейчас всё идет хорошо, зачем что-то менять?»; третьи считают, что расходы на НИОКР - это дорого, невыгодно, а результат от внедрения придется ждать какое-то вре
мя. И вообще, лишние расходы не нужны, а проблемами занимается инновационный менеджмент.
Инновация - это конечный результат внедрения новшества с целью улучшения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта. Новшество - оформленный результат фундаментальных и прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности.
Новшества могут оформляться в виде: открытий; изобретений; патентов; товарных знаков; документации на новый или усовершенствованный процесс; организационной, производственной или другой структуры; ноу-хау; понятий; научных подходов или принципов; документа (стандарта, рекомендаций, методики, инструкции и т. п.); результатов научных, маркетинговых или других видов исследований. Вложение инвестиций в разработку новшества - половина дела. Главное - внедрить новшество, превратить новшество в форму инновации, то есть завершить инновационную деятельность и получить положительный результат. Затем продолжить широкое распространение инновации1.
Чтобы успешно внедрить и закрепить инновации, необходимо: грамотно распоряжаться факторами производства (природными, трудовыми ресурсами, производственными фондами);
вкладывать инвестиции так, чтобы они приносили реальный и ощутимый доход;
развивать инновационную деятельность.
В структуре источников экономического развития промышленно развитых стран приоритет отдается инновационной деятельности, а в развивающихся странах - факторам производства. Развитие на основе активизации инновационной деятельности должно осуществляться в области базовых наукоемких отраслей народного хозяйства, обеспечивающих повышение качества объектов и ресурсосбережение по стадиям их жизненного цикла. Россия, начиная с давних времен по сегодняшний день, считается страной с сырьевой экономикой, и на наш взгляд, времена, когда она вступит в эру своего научно-технического развития еще далеко за горами.
Так, по запасу природных ресурсов (по этому показателю Россия занимает 1-е место в мире, опережая США примерно в 4 раза). Россия еще обладает некоторыми конкурентными преимуществами в области системы образования, квалификации кадров, научного потенциала, культурных факторов. Однако из-за слабой организации инновационной деятельности, экономической неустойчивости и других причин еще не наметилась стабилизация российской экономики.
При процессе внедрения изменений всю основную работу необходимо разбить на три этапа: 1) размораживание (пробуждение к изменениям); 2) движение (осуществление изменений); 3) замораживание (закрепление результатов и распространение опыта).
Как уже было сказано, изменения важны и нужно любой организации, хотя затраты на них и стоят денег. Другое дело, что российский предприниматель, переживший развал и СССР и 1990-е гг., а значит, многое повидавший, совершенно оправданно не хочет вкладывать деньги в инновации, когда будущее страны туманно, а вероятность, что изменения приживутся и затраченные средства окупятся, сводится к нулю.
Но даже если изменения были осуществлены успешно, то ценнейший опыт их внедрения в конкретной организации чаще всего не обобщается, глубоко не анализируется, нигде не фиксируется и теряется вместе с уходом человека, который этим руководил.
Итоговые собрания по итогам проекта, однако, проводятся. Однако в случае неудовлетворенности проектом «разбор полетов» сводится к наказанию виноватых и возникновению страха перед возможными ошибками. Следовательно, формируется мотивация нежелания затевать перемены и каким-либо образом рисковать.
При положительном результате внедрения изменений анализировать ничего не хочется. Отличившихся награждают, всех поздравляют. А надо бы собраться и проанализировать шаг за шагом: что сделали оптимально, а что находится на грани срыва; где в программе изменений заложили слишком мало времени, а где понадеялись на опыт, которого нет .
Г лавной ошибкой инициаторов изменений по отношению к людям, не находящимся с ними в непосредственном контакте, является попытка заставить их мгновенно приступить к участию в программе изменений, не пройдя стадий побуждения и подготовки. Это опасно не только тем, что изменения могут стать недостижимыми, но и тем, что текущая деятельность и доверие руководству также могут оказаться под угрозой.
Если говорить не об ошибках, а о необходимых шагах управления изменениями, то стоит обратить внимание, что этапы подготовки занимают в подходах всех рассмотренных специалистов наибольшее количество времени. Именно благодаря им и сокращается вероятность и сила сопротивления изменениям в организации. Особенно важно при этом обеспечить каждому участнику процесса возможность удовлетворить значимые лично для него потребности в процессе грандиозных изменений в организации. Менеджеры должны помнить, что управление изменениями - это, прежде всего, управление отношениями и эмоциональными состояниями людей.
Л. А. Даллакян
Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского
(Саратов)
Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 8. Направления: 11. Исследования менеджмента, маркетинга и логистики 19. Информационные процессы инновационного бизнеса, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 1460