СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Модель оценки конкурентоспособности предприятия (на примере маркетингового бизнес-процесса)

Проблема конкурентоспособности носит острый характер. От того, насколько успешно она решается, зависит многое в экономической и социальной жизни страны. Если еще недавно деятельность большинства предприятий была направлена на завоевание доли рынка, то сегодня ведущие компании строят стратегии своего развития на увеличении числа постоянных клиентов. На смену массовому маркетингу приходит концепция индивидуального маркетинга или маркетинга «один на один». Такая рыночная стратегия позволяет производителям, прогнозируя изменения потребностей клиентов, всегда быть на шаг впереди конкурентов. Фактор конкуренции носит принудительный характер, заставляя производителя под угрозой вытеснения с рынка непрестанно заниматься системой качества и в целом конкурентоспособностью своих товаров, а рынок объективно и строго оценивает результаты их деятельности .

В условиях развитого конкурентного рынка маркетинг становится эффективным средством решения проблемы качества и конкурентоспособности товаров, испытывая, в свою очередь, их обратное воздействие, которое расширяет либо снижает его возможность. Конечная цель всякой фирмы - победа в конкурентной борьбе . Победа как закономерный итог постоянных и грамотных усилий фирмы. Достигается она или нет - зависит от конкурентоспособности товаров и услуг фирмы, т. е. от того, насколько они лучше по сравнению с аналогами - продукцией и услугами других фирм. Исходными средствами конкуренции являются соотношение цены и качества, сервис, престижность, торговая марка предприятия . Конкуренция выполняет важнейшие функции: утверждение суверенитета потребителей; постоянная адаптация производства к изменяющимся условиям рынка; стимулирование товаропроизводителей и потребителей; обеспечение экономической свободы товаропроизводителей; саморегулирование товаропроизводителей; дифференциация товаропроизводителей; распределение ресурсов среди товаропроизводителей.

Реализация функций конкуренции приводит к необходимости создания в экономике конкурентной среды как в интересах товаропроизводителей, так и потребителей, а также связывает функции конкуренции с конкурентными преимуществами и конкурентоспособностью предприятий и товаров. Конкурентные преимущества малых и средних предприятий, кроются в постоянном совершенствовании бизнес-процессов при эффективном использовании и распределении ресурсов. Причем, рынок заставляет предпринимателей производить продукт/услугу с целью максимально удовлетворения своих потребителей, повышения уровня их лояльности и увеличения доли постоянных клиентов. В связи с этим стратегию достижения конкурентоспособности для малых и средних предприятий можно рассматривать в виде комплексной трехшаговой стратегии совершенствования бизнес-процесса, направленной на удержание и, по возможности, увеличение числа постоянных клиентов компании (см. рисунок).

Шаг 1 - тотальное управление качеством (TQM) - совершенствование при помощи цикла PDCA каждого этапа бизнес-процесса. Охватывает всю деятельность организации.

Шаг 2 - бенчмаркинг, или заимствование процессов у конкурентов и эталонных компаний. Применяется для улучшения стандартного процесса в случаях, когда внутренние и внешние ограничения позволяют внедрить сторонний процесс, изменив его в соответствии с требованиями вашего предприятия.

Шаг 3 - аутсорсинг, т. е. покупка процесса у сторонней организации. Применяется в случаях, когда затраты на совершенствование процесса превышают стоимость услуг внешней организации.

Всякий вычисляемый показатель работы предприятия является показателем, характеризующим его потенциал, который может по тем или иным причинам не реализовываться. С учетом этого замечания вычисленный тем или иным способом показатель конкурентоспособности предприятия характеризует его потенциал конкурентоспособности. Всю совокупность факторов, влияющих на предприятия и тем самым на их конкурентоспособность, можно разделить на три группы:

цели, которые ставит перед собой предприятие;

ресурсы, которыми располагает предприятие;

факторы внешней среды прямого и косвенного воздействия на предприятие .

В общем случае влияние этих трех групп факторов на конкурентоспособность предприятия очень сложное и вряд ли сводится к их линейной комбинации. Поэтому интегральную конкурентоспособность предприятия можно представить в виде некой функции трех групп переменных:

К = К({КП, i = 1, ..., Nr}, {W, i = 1, ..., Nr}, {Ф„ i = 1, ..., Жф}),

где К1 - показатель интегральной конкурентоспособности предприятия; Kri - конкурентоспособность отдельных ресурсов предприятия общим числом Nr; Wi - весовые коэффициенты общим числом Nr; Ф, - количество факторов внешней среды общим числом ^.

Если абстрагироваться от условий внешней среды и учитывать только внутренние ресурсы предприятия, то интегральная конкурентоспособность будет выражаться в виде:

К2 = К({К„, i = 1, ., Nr}, { W, i = 1, ., Nr}).

Показатель К1 , учитывающий действие факторов внешней среды, будем называть показателем внешней интегральной конкурентоспособности предприятия. Напротив, показатель К2, учитывающий ресурсы самого предприятия, т. е. только внутренние факторы, логично называть показателем внутренней интегральной конкурентоспособности предприятия.

Таким образом, при принятии решения по выбору из нескольких альтернатив необходимо рассчитать показатели интегральной конкурентоспособности для соответствующих предприятий, а для этого для каждого предприятия необходимо определить показатели конкурентоспособности отдельных ресурсов Кь К2, KNr для Nr ресурсов. Очевидно, что значения W, зависят от целей и стратегии предприятия.

Задачей маркетинговой службы предприятия является разработка товара с оптимальными показателями потребительских свойств и продажной цены продукции при максимальном использовании стимулирующих средств . Любой товар, находящийся на рынке, фактически проходит там проверку на степень удовлетворения общественных потребностей: каждый покупатель покупает тот товар, который максимально удовлетворяет его личные потребности, а вся совокупность покупателей - тот товар, который наиболее полно соответствует общественным потребностям, нежели конкурирующие с ним товары. Поэтому конкурентоспособность товара можно определить, только сравнивая товары конкурентов между собой. Иными словами, конкурентноспособность - понятие относительное, четко привязанное к конкретному рынку и времени продажи .




Е. В. Давыдкин Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)


Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 8. Направления: 11. Исследования менеджмента, маркетинга и логистики 19. Информационные процессы инновационного бизнеса, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Стратегическое планирование': 601