В рыночной экономике конкурентоспособность является решающим фактором коммерческого успеха предприятия. Изучение конкурентных преимуществ имеет большое значение для управления предприятием, так как развитие организации неизбежно связано с конкуренцией на рынке и противостоянием другим производителям и поставщикам аналогичной продукции.
Если изучение потребителя помогает фирме завоевать новых клиентов, то изучение конкурента дает представление о его положении на рынке. Контроль за конкурентами дает возможность удовлетворить специфические запросы покупателя и потребителя раньше и лучше других фирм. Зная сильные и слабые стороны конкурентов можно оценить их потенциал и цели, настоящую и будущую стратегии. Это позволит фирме стратегически точно сконцентрировать свое внимание на том направлении, где конкурент слабее. Таким образом можно расширить свои собственные преимущества в конкурентной борьбе.
Конечная цель любого предприятия - победа в конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а закономерная, победа как итог постоянных усилий. Достигается она или нет - зависит от конкурентоспособности предприятия, т. е. от того, насколько оно лучше по сравнению с аналогами - продукцией и услугами других предприятий. Важно грамотно сформировать конкурентные преимущества фирмы на рынке книжной продукции, где сама фирма (в нашем случае это издательство) в большей мере не имеет значение для покупателя, первостепенную роль играет продукция, т. е. определенная книга определенного автора.
Формирование конкурентных преимуществ зависит от специфики деятельности предприятия, особенностей рынка, на котором он осуществляет свою деятельность, а также выбранной им стратегии развития.
Для исследования нами был взят российский рынок литературы и один из основных его участников - издательство «Эксмо». Отечественная книжная индустрия переживает нелегкие времена. Согласно официальной статистике, опубликованной в докладе Роспечати «Книжный рынок России: состояние, тенденции и перспективы развития - 2011», общее падение тиражей в стране с 2008 г., когда было издано 760,4 млн книг и брошюр, составило порядка 20%, в 2010 г. объем рынка сократился до 653,8 млн экз. Эксперты прогнозируют: падение рынка продолжится и составит 8-12%; не изменится ситуация и в 2012 г. Это, впрочем, не сильно отразится на объеме рынка, так как цены на книги продолжают расти.
Но не стоит думать, что происходящее - только российская особенность. Книжная индустрия всего мира столкнулась со сменой парадигмы, вызванной приходом электронных носителей и Интернета во все сферы жизни. Пока, по мнению экспертов, на долю электронных книг приходится намного менее 1% общего объема российского рынка. Для сравнения: в США - лидера на рынке электронного книгоиздания - он составляет 8% рынка, объем которого оценивается в 25-30 млрд долл. Точных данных опять-таки нет, известно лишь, что в прошлом году россияне купили порядка миллиона ридеров.
Глубинными причинами кризиса рынка традиционной бумажной литературы, который в России, по мнению ряда экспертов, не эволюционирует, в отличие от западного, а деградирует, называют потерю интереса к чтению, рост цен на книги и утрату социальной функции библиотек.
При изучении российского рынка книг были выявлены основные его игроки - издательства «Эксмо», АСТ и «Просвещение». Так как издательство «Просвещение» специализируется исключительно на учебной литературе, в качестве основного конкурента изучаемой нами компании «Эксмо» мы рассматривали издательскую группу АСТ.
Основываясь на проведенном SWOT-анализе, мы определили конкурентные преимущества «Эксмо»: маркетинговая политика, продвижение товаров, организация сбыта, квалифицированный персонал, популярные авторы и т. д.
Затем был изучены конкуренты и сделан вывод, что в России существует только одна компания, сопоставимая по масштабам деятельности с издательством «Эксмо», - издательская группа АСТ. Остальные компании слишком малы, чтобы быть опасными конкурентами. Сопоставив количественную и качественную информацию о деятельности «Эксмо» и АСТ, мы установили, что группа АСТ является предприятием с сильной конкурентной позицией, причем ее положение на рынке улучшается. АСТ является серьезным конкурентом «Эксмо», которому необходимо приложить максимум усилий для сохранения позиций лидера рынка.
Для повышения конкурентоспособности предприятия на издательском рынке мы предлагаем следующие действия:
организовать рекламную кампанию серий книг или конкретных книг определенных авторов. Средства рекламы - участие авторов в телепередачах, интернет, журналы, печатная реклама в транспорте;
развивать такое направление книгоиздательства, как электронные
книги;
популяризовать чтение среди молодежи.
А. В. Гулова
Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)
Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 8. Направления: 11. Исследования менеджмента, маркетинга и логистики 19. Информационные процессы инновационного бизнеса, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 9511