Развитие экономики на современном этапе можно охарактеризовать как углубление и расширение межгосударственных связей, самостоятельным выходом на мировые рынки хозяйствующих субъектов, связанных с процессом глобализации, что, в свою очередь, обостряет конкурентную борьбу между странами, регионами и организациями.
Рыночная система будет динамично развиваться до тех пор, пока в ней будут действовать условия конкуренции и соответствующие ей конкурентные отношения.
В научной литературе представлено достаточное количество вариантов определений конкуренции, которые акцентируют свое внимание на тех или иных аспектах этого сложного явления . Следует помнить, что конкуренция - это экономическая категория, и чтобы определить экономическую сущность данного понятия, обычно выделяют три подхода: поведенческий, структурный и функциональный.
В рамках поведенческого подхода к определению конкуренции, который считается исторически первым, данное понятие связывают с состязательностью, соперничеством за установление контроля на рынке. Ключевым элементом конкурентной борьбы здесь выступают цены, устанавливаемые продавцы на рынке. Сторонниками данного подхода являются английские экономисты А. Смит и Д. Рикардо. В частности, А. Смит отождествлял конкуренцию с «честным, без сговора соперничеством между продавцами за более выгодные условия продажи или покупки товаров» .
Неоклассическая теория, которая впоследствии была разработана в рамках поведенческого подхода, определяет конкуренцию как борьбу за редкие экономические блага, которые можно приобрести за деньги. Так, по мнению американского экономиста П. Хайне, конкуренция есть стремление как можно лучше удовлетворить критериям доступа к редким бла- гам . Предполагается, что данные блага (товары, услуги) настолько редки и уникальны, что не каждый потребитель может их себе позволить, и их количество гораздо меньше потребностей общества. Поэтому продавцы могут распоряжаться ими по своему усмотрению, руководствуясь исключительно собственной выгодой. Они вправе устанавливать высокие цены на данные блага, а также решать, кому предоставлять их, а кому нет.
В экономической теории с конца XIX в. стал формироваться структурный подход к определению конкуренции, основоположниками которого являются английские экономисты Ф. Эджуорт и Дж. Робинсон, французский экономист А. Курно, американский экономист Э. Чемберлин и др. Согласно структурному подходу, конкуренция характеризуется типом рынка и теми условиями, которые преобладают на данном рынке, а именно «конкуренция - это наличие на рынке большого числа независимых покупателей и продавцов, возможность для покупателей и продавцов свободно выходить на рынок и покидать его» .
В рамках данного подхода уделяется внимание не столько самому товару и его свойствам, а анализу структуры рынка, количеству его участников и занимаемой ими долей на этом рынке. В зависимости от характера конкуренции обычно различают следующие типы рынков: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и монополия. Данные типы рынков отличаются по четырем основным параметрам, а именно: количество фирм, производящих продукт, контроль над ценами, дифференциация товаров и особенности входа на рынок. Так, для совершенной конкуренции характерно преобладание большого количества независимых фирм на рынке, продукты неразличимы по свойствам и качеству, цены диктуются рынком, что, в свою очередь, обеспечивает относительно легкий вход на данный рынок. К примеру, для олигополии характерно наличие несколько крупных фирм, производящих товары и услуги, цена устанавливается в зависимости от «ценового лидера», войти на такой рынок достаточно трудно, и, зачастую, требует больших инвестиций.
Э. Чемберлин в книге «Теория монополистической конкуренции» (1993) отдает предпочтение монополии продукта, говоря о том, что за некоторые продукты потребители готовы платить даже повышенную цену. В связи с этим компания может установить высокую цену на товар и получать максимальную прибыль. Но это возможно только при условии, что данный товар будет отличаться от товаров конкурентов, следовательно, обладать специфическими свойствами. Таким образом, получает распространение неценовая конкуренция, акцент смещается в сторону повышения качества продукта, особенности оформления упаковки товара и пр.
Интересна точка зрения Дж. Робинсон, внесшей значительный вклад в совершенствование теории конкуренции. В работе «Экономическая теория несовершенной конкуренции» (1933) она пишет, что производитель может увеличить доход, если сократит объем выпускаемого товара, но при этом продавать продукцию будет по более высокой цене. По мнению Дж. Робинсон, в любом случае каждый производитель обладает монополией на свой товар, поэтому вправе регулировать цены по своему усмотрению, определять объем выпускаемой продукции, наделять продукт определенными характеристиками и пр.
Третий подход к определению содержания конкуренции, выделяемый в экономической теории, получил название функционального. В его рамках конкуренция рассматривается как обязательный элемент рыночного механизма, который играет важную роль в нормальном развитии экономики . Сторонниками данного подхода являются австрийские экономисты Й. Шумпетер и Ф. фон Хайек и др. В частности, Й. Шумпетер понимает под конкуренцией борьбу «старого с новым», т. е. если производитель внедряет на рынок новый продукт (товар, услугу) и ему удается закрепить там свои позиции, то с рынка будут вытеснены конкуренты, которые не используют инновации, придерживаются устаревших технологий, или их продукция давно не интересна потребителям.
Австрийский исследователь Ф. фон Хайек понимает конкуренцию более широко. По его мнению, необходим подход к конкуренции не как к ситуации, а как процессу, точнее - как к «процессу открытия». Ситуацию на рынке можно охарактеризовать как неопределенность и непредсказуемость, поскольку производители не обладают полной информированностью друг о друге. Также компании, поставляющие свою продукцию (товары, услуги) на рынок, не всегда могут отследить изменяющиеся потребности потребителей, и своевременно на них отреагировать. Все эти факторы повышают неопределенность и риск предпринимательства, что, в свою очередь, определяет ценность конкуренции, так как благодаря конкуренции «открываются» скрытые ресурсы, которые можно использовать для завоевания рынка и новых потребителей.
Подводя итоги, следует отметить, что сформулированные определения конкуренции в рамках трех рассмотренных подходов, не противоречат, а скорее дополняют друг друга. Нельзя рассматривать конкуренцию только с одной какой-то позиции, уделяя внимание только одному аспекту, поскольку данное понятие имеет комплексную структуру.
Действительно, главным элементом конкуренции на рынке выступает продукция (товар, услуга), с помощью которой потребитель удовлетворяет имеющиеся у него потребности, а производитель получает прибыль. В зависимости от интенсивности конкуренции в этой среде компания прогнозирует и устанавливает цены на те или иные товары и услуги. Но помимо получения максимальной прибыли, организации стремятся одержать победу в конкурентной борьбе, причем данная «борьба» разворачивается с равными или даже более сильными соперниками.
Конкуренция мотивирует предприятия к постоянному развитию, внедрению инноваций, дифференциации продукции, повышению качества товаров и услуг. Тем самым на рынке существует своеобразная «борьба за выживание», которая вытесняет неэффективные компании.
О. А Гребенцова
Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)
Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 8. Направления: 11. Исследования менеджмента, маркетинга и логистики 19. Информационные процессы инновационного бизнеса, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 16016