СТАТЬИ АРБИР
 

  2025

  Январь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Индикаторы оценки деятельности предприятия

Смысл любой предпринимательской деятельности состоит в достижении положительного экономического эффекта в виде абсолютного показателя прибыли или относительного - рентабельности. Тем самым рентабельность выступает главным объектом и целью финансового менеджмента предприятий. Чем больше уделяется внимания рентабельности, тем успешнее функционирует предприятие. В этой связи вопросы научного управления рентабельностью представляют собой актуальную проблему теории и практики предпринимательской деятельности.

К сожалению, до сих пор иногда встречаются работы и даже учебные пособия по анализу финансовой деятельности предприятия, умаляющие и даже полностью игнорирующие столь важную тему.

Подобное отношение к рентабельности дезориентирует практиков - экономистов и особенно менеджеров-финансистов в сложных ситуациях современного экономического развития в стране, что еще в большей степени требует дальнейшего изучения вопросов рентабельности и унификации существующих концепции. Прежде всего, нуждается в научном обосновании механизм действия рентабельности как экономического явления в качестве объекта финансового менеджмента, а также систематизация и порядок использования показателей рентабельности.

Как известно, непосредственным результатом коммерческой деятельности предприятия служит прибыль, но она часто лишь приблизительно отражает эффективность предпринимательской деятельности. Более точную оценку функционирования организаций дает рентабельность. В отличие от прибыли, она характеризует эффективность финансовой деятельности любого конкретного экономического субъекта. Данное качество придает рентабельности, с одной стороны, форму экономической категории, выражающей экономические отношения между экономическими субъектами по поводу результативности использования факторов капитала, а с другой - характер объекта и инструмента финансового менеджмента.

В общем виде рентабельность есть отношение эффекта (результата) к затратам (ресурсам) предпринимательской деятельности. Отсюда многообразие форм выражения числителя и знаменателя создает большое количество различных видов рентабельности, которые можно систематизировать следующим образом (рис. 1).

Первая группа показателей, отражая уровень рентабельности различных экономических субъектов общества от отдельного частного предпринимателя без образования юридического лица, предприятия до страны. Ее роль заключается в обеспечении социально-экономической ориентации, выбора направлений движения и перелива капитала из малоприбыльных и убыточных сфер (регионов, стран) в более доходные.

Вторая группа представлена множеством параметров в зависимости от разнообразия используемых ресурсов экономического субъекта.

Третья группа охватывает параметры рентабельности затрат или издержек производства и реализации. Показатели могут быть исчислены применительно к отдельным элементам затрат (потребленные основные средства, материалы, сырье и т. д.) и себестоимости в целом.

Рис. 1. Система показателей рентабельности1

Четвертая группа показателей формируется в зависимости от разновидностей получаемого эффекта - прибыли (убытка).

Наконец, последний вид рентабельности, определяемый по чистой прибыли (прибыль года за минусом налоговых платежей), отражает как деятельность предпринимателя, так и состояние его финансовых взаимоотношений с государством.

Особую роль в финансовом менеджменте играет пятая группа показателей, отражающая различные управленческие фазы предпринимательской деятельности: плановую, текущую и заключительную.

Шестая группа показателей рассчитывается в зависимости от сроков функционирования экономических субъектов: день, неделя, месяц, полугодие, год. Эти параметры необходимы при финансовом анализе состояния и перспектив развития как отдельных сторон, так и предпринимательской деятельности в целом.

Комплексное использование рассмотренных параметров рентабельности должно стать неотъемлемой составной частью финансового менеджмента всех экономических субъектов.

Также необходимым условием жизнедеятельности предприятия является обеспечение его постоянной платежеспособности, что достигается координацией входящих и исходящих денежных потоков, чтобы в любое время предприятие имело возможность выполнить свои текущие платежные обязательства. Этого можно достичь, поддерживая финансовое равновесие в долгосрочном периоде.

Если в исследуемом периоде наблюдался сдвиг финансового равновесия, т. е. резко возросла рентабельность на фоне снижения текущей ликвидности, несколько ухудшилась структура капитала - снизилась финансовая устойчивость. Данное равновесие можно представить в виде рис. 2, который свидетельствует об активно-рискованной политике финансирования, которая впрочем обеспечила неплохой эффект финансового рычага (рост отдачи на вложенный капитал). Эту политику можно назвать успешной, если у предприятия нет проблем с платежеспособностью.

Рис. 2. Финансовое равновесие1

В целом предлагаемая схема оценки финансового равновесия может служить основой для принятия решений финансового состояния исследуемого предприятия, для выработки целевых установок и нормативов деятельности в следующем периоде.




Е. А Говорухина Рудненский индустриальный институт (Рудный, Республика Казахстан)


Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 8. Направления: 11. Исследования менеджмента, маркетинга и логистики 19. Информационные процессы инновационного бизнеса, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Кадастровый учет недвижимости, кадастровые инженеры': 842