Изучение конкурентов - весьма интересный вопрос для всех предприятий, требующий особого внимания. Организации просто необходимо знать тех, с кем приходится бороться за ресурсы, которые она стремится получить из внешней среды, чтобы обеспечить свое существование.
Конкурентная борьба нефтепродуктосбытовых предприятий характеризуется высокой динамикой и быстро реагирует на изменение конъюнктуры. Конкурирующие предприятия стали уделять большое внимание качеству продукции и сервису, а также информационно-рекламной составляющей продвижения товара.
В ОАО «Саханефтегазсбыт» входят 25 нефтебаз, 53 автозаправочные станции, 39 контейнерных АЗС. Объем резервуарной емкости - около 2 млн м3. В районах Республики Саха (Якутии) ОАО «Саханефтегазсбыт» считается монополистом и не беспокоится о конкурентах, но в Якутске предприятию приходится сталкиваться с ними.
К основным конкурентам относятся ОАО «Нефтяная компания „Туймаада-нефть“» и компания «Сибойл». Обе компании работают в сфере обслуживания предприятий и организаций нефтепродуктами, стабильно и динамично развиваются. Управление осуществляет команда профессиональных менеджеров и опытных технических специалистов. Организации заслужили доверие постоянных клиентов и репутацию надежного партнера, всегда выполняющего свои обязательства .
Конкурентоспособность предприятия на рынке труда можно оценить по следующим показателям.
Уровень удовлетворенности работников предприятия, количественно оцениваемый коэффициентом К, при расчете которого положительный результат оказался у всех трех предприятий.
Уровень укомплектованности кадров (эффективность набора персонала), определяемый с помощью расчета двух показателей: Кс - коэффициент сбалансированности, Кор - коэффициент охвата работников аттестацией (соответствие качества рабочей силы требованиям рабочих мест). Выявилось несоответствие некоторых работников занимаемым местам; в ОАО «Саханефтегазсбыт» и ОАО «Нефтяная компания „Туймаада- нефть“» наблюдается нехватка кадров с техническим образованием.
По сравнению величины средней заработной платы на предприятии не замечается особых различий, но на 3-м месте оказывается ОАО «Нефтяная компания «Туймаада-нефть». В целом всех работников устраивает их заработная плата, но от ее повышения никто бы не отказался.
По наличию льгот на 1-е место попадает ОАО «Саханефтегаз- сбыт» реализующий систему мер оказания содействия и поддержки работников Общества в улучшении жилищных условий, что является весьма актуальным вопросом для работников.
Месторасположение АЗС весьма выгодно у ОАО «Саханефтегаз- сбыт» и компании «Сибойл» с большим потоком автомобилей .
Стратегия повышения конкурентоспособности персонала должна быть одной из главных компонент стратегии управления человеческими ресурсами предприятия. Здесь лидирует ОАО «Саханефтегазсбыт», так как сотрудники компании являются важнейшим ресурсом. Компания стремится предоставить им все возможности как для профессионального и личностного роста, так и для духовного и физического развития.
В ОАО «Нефтяная компания „Туймаада-нефть“» тоже уделяется внимание трудовым ресурсам, но основная цель - извлечение прибыли и содействие удовлетворению потребностей российских и иностранных организаций и граждан в качественных продукции, работах и услугах.
Компания «Сибойл» прилагает все усилия к тому, чтобы исключить влияние «человеческого фактора» на качество продаваемого топлива. Для этого введена в строй электронная система «Струна» позволяющая контролировать передвижение топливных емкостей от танкера до бака потребителя. Кроме этого в компании создана и действует собственная служба безопасности, главной целью которой является спокойствие в вопросе качества заливаемого топлива.
Как дополнение в ОАО «Саханефтегазсбыт» было проведено разработанное тестирование о конкурентоспособности предприятия, состоящее из 16 параметров, оцениваемых по 7-балльной шкале 20 респондентами, которое показало, что оцениваемая компания относится к разряду конкурентоспособной.
В качестве рекомендаций для удержания своего статуса ОАО «Са- ханефтегазсбыт» можно предложить:
уделять больше внимания своим работникам, например повышение мотивации работников к более качественному и эффективному труду, так как именно трудовые ресурсы предприятия являются визитной карточкой организации;
увеличить количество автозаправочных станций за счет строительства новых АЗС, а также продолжить реконструкцию АЗС и модернизацию АЗС в многотопливные, что в свою очередь повлечет за собой необходимость по приведению объектов к единому корпоративному стилю и потребует соответствующих денежных средств;
внедрить карточную систему основанной на начислении бонусов клиентам в зависимости от объема и частоты покупок нефтепродуктов и сопутствующих товаров;
провести ряд рекламных акций для автобензинов, которые находятся в стадии спада (например, скидки, розыгрыши и т. д.).
Ю. В. Гаврилова
Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова
(Якутск)
Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 8. Направления: 11. Исследования менеджмента, маркетинга и логистики 19. Информационные процессы инновационного бизнеса, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 3091