Цель построения SWOT-матрицы состоит в том, чтобы сфокусировать внимание на построении четырех групп, различных стратегий. Каждая группа стратегий использует определенную парную комбинацию внутренних и внешних обстоятельств .
SWOT-анализ ООО «Водоканал-НТ» представлен в таблице.
SWOT-анализ ООО «Водоканал-НТ»
Сильные стороны Слабые стороны
отсутствие конкуренции; высококвалифицированный персонал;
расширенная доля научных исследований и разработок в деятельности фирмы;
наличие сертификата лицензирования на все виды работ и услуг установленные тарифы; недостаточный уровень рентабельности;
недостаточный уровень финансирования исследований
Возможности экономический подъем; увеличение кошелька потребителя;
развитие малого и среднего бизнеса Поле «сильные стороны и возможности» Стратегия увеличения объем выручки путем привлечения новых потребителей и удержания старых клиентов Поле «слабые стороны и возможности» Стратегия минимизации существующих проблем, путем максимизации внешних возможностей
Угрозы политические;
налоговые;
экономические;
социальные Поле «сильные стороны и угрозы»
Стратегия минимизации слабостей за счет сильных сторон предприятия Поле «слабые стороны и угрозы» Стратегия минимизации слабостей за счет сильных сторон предприятия
Примечание. Составлена автором по данным маркетинговой службы ООО «Водока- нал-НТ» за 2010-2011 гг.
Совместному анализу подвергаются пары следующих показателей: «силы - возможности» (S - O); «силы - угрозы» (S - T); «слабости - возможности» (W - O); «слабости - угрозы» (W - T). В результате анализа каждой пары формируется набор стратегий. Стратегии именуются по названию анализируемых внутренних и внешних обстоятельств:
а) «слабости - угрозы» (mini - mini). Цель любой из стратегий данного вида - минимизировать слабости и угрозы;
б) «слабости - возможности» (mini - maxi). Стратегии данной группы пытаются минимизировать слабости и одновременно максимизировать возможности;
в) «силы - угрозы» (maxi - mini). Цель данных стратегий состоит в том, чтобы максимально развить силы и минимизировать угрозы;
д) «силы - возможности» (maxi - maxi). Любая компания должна стремиться к тому, чтобы максимизировать одновременно как силы, так и возможности.
Из результатов SWOT-анализа ООО «Водоканал-НТ» можно сделать вывод, что имеется широкий спектр возможностей, к которым должно стремиться анализируемое предприятие:
экономический подъем. После финансового кризиса, произошедшего в конце 2008 г., в России наблюдается экономический подъем, который каждое предприятие при учете всех условий может использовать для развития своей деятельности;
увеличение кошелька потребителя. В последние годы эффективно повышается средний уровень заработной платы россиян, что позволяет таким предприятиям, как ООО «Водоканал-НТ», рассчитывать на повышение тарифов на оказываемые услуги;
развитие малого и среднего бизнеса. Эту возможность можно обосновать тем, что на предприятиях расход услуг всегда больше, нежели в жилых помещениях. Таким образом, развитие малого и среднего бизнеса позволяет ООО «Водоканал-НТ» увеличивать реализацию услуг.
Присутствуют сильные стороны, способные помочь предприятию реализовать перечисленные возможности. Главная из них - отсутствие конкурентов. При этом наличие высококвалифицированного персонала и расширение доли научных исследований и разработок в деятельности фирмы является неотъемлемой частью развития фирмы.
Анализ слабых сторон и угроз ООО «Водоканал-НТ» показал, что некоторые аспекты, связанные с недостаточной информированностью потребителя, требуют особого внимания руководства организации.
Регулирование тарифов со стороны государства является еще одной слабой стороной ООО «Водоканал-НТ»: предприятию приходится проводить другие мероприятия для повышения выручки от реализации (без учета повышения цен). Это влияет на уровень рентабельности, который можно считать недостаточным. Для сокращения затрат на производство и реализацию услуг (работ) руководству ООО «Водоканал-НТ» необходимо искать резервы в производственной деятельности, стремиться к повышению уровня обслуживания, снижению потерь на производстве, повышению производительности и т. д. В рамках данного утверждения важно отметить, что производственная сторона ООО «Водоканал-НТ» имеет значительные резервы по повышению эффективности деятельности предприятия. То есть для развития ООО «Водоканал-НТ» необходимо повышать производственные показатели путем улучшения использования основных производственных фондов, осуществления реконструкции имеющихся производственных участочков и т. д.
Так как ООО «Водоканал-НТ» нуждается в повышении производственной деятельности, необходимы высококвалифицированные исследования в области финансирования предприятия - это еще одна слабая сторона. Недостаточное финансирование исследований на ООО «Водоканал-НТ» приводит к приостановлению проектов из-за неправильных расчетов.
Проанализировав пункты SWOT-матрицы, можно наметить стратегию увеличения выручки за счет модернизации основных производственных фондов, реконструкции имеющихся производственных участочков, опирающуюся на стратегию силы (S - O) с учетом всех слабых сторон.
О. Б. Бешенцева
Филиал Уральского государственного экономического университета (Нижний Тагил)
Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 8. Направления: 11. Исследования менеджмента, маркетинга и логистики 19. Информационные процессы инновационного бизнеса, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 7417