Вряд ли нужно объяснять кому-то, что умелая реклама является мощнейшим средством наращивания объемов продажи продукции предприятия. Клиент - самое важное, что есть у компании, поэтому главная цель - заинтересовать клиента, сделать так, чтобы он заметил продукцию. Для этого идеально подходит такой инструмент, как POS'-материалы (от англ. point of sale ) - реклама непосредственно в точках продаж .
Самый эффективный способ привлечь внимание покупателя, делающего выбор в магазине, - грамотное использование POS-материалов.
Изучая POS-материалы, покупатели получают информацию о преимуществах продукции. Так, за счет информативности и способности привлекать внимание к товару, POS-материалы стимулируют продажи.
Существует множество видов POS-материалов: шелфтокеры, во- блеры, ценники, стопперы, промостойки, диспенсеры, пластиковые лотки, флажки, упаковка, выкраска, наклейки, декоративные магниты, подставки под кружки, чашки, стаканы, постеры, пластиковые папки и т. д.
Дизайн POS-материалов должен, во-первых, разрабатываться с учетом особенностей точки продаж, для которой они предназначены; во-вторых, привлекать внимание покупателей и побуждать их к немедленной покупке рекламируемого товара .
POS-материалы решают такие маркетинговые задачи, как повышение уровня продаж, повышение уровня лояльности потребителя, повышение узнаваемости продукта в конкурентной среде, выход в новый ценовой сегмент, укрепление позиций на данном рынке .
Особое внимание необходимо уделить светодинамическим POS-материалам, которые обладают следующими особенностями.
«Убедительная» заметность. Стандартные POS-материалы уже привычны и стали нормой. Без них нельзя, но и с ними добиться значительного роста продаж сложно. Покупатель привык к ним и в лучшем случае просто обратит внимание, однако вряд ли это привлечет его внимание настолько, чтобы заставить его купить товар «просто так».
Непреодолимый импульс. Ваш товар принадлежит к группе товаров импульсного спроса? Тогда вам не обойтись без динамических POS-материалов. Импульсный спрос рождается спонтанно, и чем сильнее желание попробовать, тем больше вероятность совершения покупки. А чтобы этот импульс родился, нужно обратить на себя внимание.
Срок службы. Как правило, POS-материалы изготавливаются из прочных материалов и могут служить не один месяц, а зачастую и год. Если обычных картонных изделий за то же время вам пришлось бы напечатать несколько тиражей, то POS-материалы достаточно сделать один раз (главное - не забывать менять батарейки раз в месяц или реже).
Высокая запоминаемость. Представьте, что потенциальный покупатель не только купил ваш товар, но и рассказывает всем знакомым, как необычно он был оформлен в месте продажи. Некоторые особо впечатлительные покупатели могут снять это на видео и выложить на всеобщее обозрение, причем сделают это добровольно и с удовольствием.
Динамические POS-материалы позволяют задействовать периферическое зрение. Даже если потенциальный покупатель не разглядывает специально витрину, а стоит неподалеку от нее, он заметит периферическим зрением движение или подсветку. Он рефлекторно, совершенно неосознанно обернется на источник непонятного движения или света. Эта реакция досталась нам от древних предков в качестве механизма самозащиты. Мозг автоматически реагирует на движение рядом, чтобы предупредить своего хозяина о возможной приближающейся угрозе. Контролировать эту реакцию человек не способен, а вот использовать эту особенность человеческого мозга можно для увеличения продаж .
Эффективность размещения POS-материалов очевидна: в западных странах затраты на рекламные конструкции в торговом зале уже сопоставляются с расходами на теле- или радиорекламу. Именно поэтому операторы сетевой розничной торговли решили извлечь выгоду от маркетингового эффекта рекламы в местах продаж, очевидную до некоторых пор лишь производителям. Разнообразные решения на рынке POS-материалов переосмысляются ритейлерами в подчинении двум критериям: соответствию единому стилю магазина и функциональности.
POPAI - единственная организация в мире, занимающаяся масштабными исследованиями на рынке POS, поэтому их данные вызывают большой интерес. Сотрудники POPAI проанализировали восемь различных категорий продуктов и проследили за тысячами торговых операций. Выяснилось, что на каждые 11 центов, потраченных на маркетинг в местах продаж, производители и ритейлеры получают 1 долл. прибыли.
Комбинация двух любых видов POS-материалов повышает продажи бренда на 14,2%. Оптимальная комбинация - напольная картонная конструкция и любой материал с крупным изображением бренда или его логотипа - позволяет увеличить продажи на 21,1%. При этом в зависимости от категории продукции «польза» POS-материалов различна. Самая «успешная» категория - алкогольные напитки, продажи которых при использовании POS-материалов вырастают на 23%. Продажи газированных напитков увеличиваются на 2% (неплохой показатель для такого большого рынка), энергетических напитков - на 9%, бутилированной воды - на 16% .
Если сравнивать такие виды рекламных воздействий, как наружная реклама, реклама на телевидении, радио и в других СМИ, с грамотным применением POS-материалов, то окажется, что последний метод в разы отличается от них соотношением «эффективность - цена». Этот факт объясняется не только относительно низкой стоимостью данного маркетингового инструмента, но и точным воздействием на целевую аудиторию.
На сегодняшний день POS-материалы - мощный инструмент, дающий возможность получать информацию о преимуществах продукции. Достоинства POS-материалов: 1) экономия средств на рекламу (любая РOS-реклама отличается от роликов по телевидению ценой и качеством);
сокращение интервала времени между ознакомлением товара и его покупкой; 3) четкое выделение товара среди большой массы конкурирующих брендов. POS-материалы ненавязчивы, не раздражают покупателей, в отличие от надоевших рекламных роликов и рекламных щитов на улицах, однако побуждают купить товар «здесь и сейчас».
Срок использования POS-материалов в нашей стране невелик, однако трехкратный рост популярности этого вида рекламы как у производителей, так и у ритейлеров за последние десять лет говорит об осознании прямой зависимости спроса и успеха продаж от грамотного использования POS-материалов.
А. И. Бахарева
Коломенский институт (филиал)
Московского государственного открытого университета им. В. С. Черномырдина (Коломна)
Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 8. Направления: 11. Исследования менеджмента, маркетинга и логистики 19. Информационные процессы инновационного бизнеса, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 7520