В настоящее время в магазинах самообслуживания всё большую актуальность приобретает проблема роста краж. Согласно статистическим данным, потери магазинов из-за краж ежегодно составляют от 7 до 20% оборота.
«Ашан» - крупная иностранная торговая сеть, реализующая товары широкого ассортимента по ценам на 10-20% ниже, чем у конкурентов.
По словам работников «Ашан», с каждым годом краж становится всё больше. Ежедневно работники торгового зала выявляют около 30 попыток украсть товар, но далеко не всех покупателей, совершающих кражу, вовремя можно «поймать за руку». Причина в том, что далеко не весь товар в гипермаркете имеет защитные метки. Поэтому любой человек спокойно может не оплатив, пронести товар через кассу и датчики на противокражных антеннах не сработают.
Проанализируем группы товаров, наиболее подверженные кражам (см. таблицу).
Товарная группа Число наименований, марки товаров Объем продаж, шт. Неучтенная
разница Неоплачено, % по группе
Презервативы 8 торговых марок 362 209 57,7
Сантехническое оборудование 4 торговые марки 250 83 33,2
Женское белье Разные модели 1 341 360 26,8
Аксессуары мобильной связи 8 разновидностей 350 73 20,9
Лезвие для бритв 14 разновидностей 2 139 442 20,7
Шоколад 7 торговых марок 106 14 17,1
Тампоны 3 наименования 438 75 17,1
Батарейки, аккумуляторы 12 разновидностей 2 020 327 16,2
Электробритвы 6 наименований 656 84 13,1
Гигиеническая помада 3 наименования 1 348 137 10,2
Спиртные напитки 25 разновидностей 5 387 395 7,3
По данным таблицы можно судить о том, что покупателей, совершающих кражу, в основном интересуют товары личной гигиены, сладости, аксессуары для телефонов, а также спиртные напитки.
Покупатели, совершающие кражи, используют много различных способов преодолеть «противокражные» системы. Вот некоторые из них:
«Медный палец». Покупатель обматывает кусочек медной фольги вокруг одного из пальцев. Если он будет прижимать этот палец к RFID-метке при проходе через контролирующее устройство, ее сигнал исказится, и тревога не будет инициирована.
Отклеивание меток - один из самых очевидных способов. Злоумышленник берет с полки товар и внимательно его разглядывает. Делая вид, что он выбирает и сравнивает, «покупатель» ходит от полки к полке с товаром в руках. Когда вокруг нет персонала, он находит не покрываемое камерами видеонаблюдения место и снимает метку. Она возвращается на место, а желаемый предмет кладется в карман. Разумеется, при выходе из магазина тревога не срабатывает.
Отвлечение внимания. Группа из двух или более злоумышленников входят в магазин и пытаются отвлечь внимание как можно большего числа продавцов и охранников. Лжепокупатели ведут себя настойчиво и занимают персонал все необходимое для кражи время. В это время сообщник у товарной выкладки дожидается безопасного времени для кражи.
Трюк с ложной тревогой. Вор помещает охранную метку на сумку законопослушного покупателя и ждет его выхода из магазина. После срабатывания тревожного сигнала, когда внимание охраны сфокусировано на мнимом воре, тот может спокойно выйти из магазина.
«Одна вторая». Злоумышленник заходит в магазин, берет с полки две небольшие легкие вещи вроде нижнего белья, затем открывает сумку, как будто собираясь достать из нее деньги для оплаты. При этом он незаметно роняет в нее один экземпляр товара; затем, после паузы, кладет вторую вещь обратно на полку, изображая изменение решения о покупке.
По результатам опроса сотрудников охраны, были сделаны выводы о том, какие категории граждан чаще всего совершают кражи, %:
Граждане, находящиеся в состоянии алкогольного опьянения 30
Обычные люди .
По результатам проведенного анализа можно сделать следующие выводы. Несмотря на то, что в гипермаркете «Ашан» установлена современная, чувствительная противокражная система, объемы потерь прибыли, вследствие краж увеличиваются. Это связано с тем, что далеко не весь товар защищён противокражными элементами, а видеосистемы не всегда допускают стопроцентный исход, ведь человеческому глазу не под силу уследить за всякой конкретной единицей товара.
В результате проведенного исследования можно дать следующие советы сотрудникам охраны и продавцам. Стоит усилить бдительность сотруднику охраны и продавцу, если человек бросает быстрые вороватые взгляды вокруг себя, невнимательно слушает ваши ответы, краснеет, нервничает, потеет, быстро переговаривается с другими подозрительными людьми, быстро покидает магазин, идет так, как будто ему что-то мешает, все время держит руки в карманах.
Данному предприятию торговли рекомендуется: организовать эффективную работу сотрудников охраны, призвать к бдительности;
нанести защитные метки на все группы товаров.
На наш взгляд, данные методы помогут гипермаркету «Ашан» решить проблему краж, тем самым увеличить товарооборот за счет уменьшения преступных деяний со стороны потребителей.
А В. Ахряпина, С. Н. Лыкасова
Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)
Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 8. Направления: 11. Исследования менеджмента, маркетинга и логистики 19. Информационные процессы инновационного бизнеса, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 8653