Адаптивная маркетинговая стратегия позволяет подстраивать действия фирмы под постоянно меняющиеся потребности рынка, вкусы потребителей, выбирать, разрабатывать наиболее эффективные и новые методы конкурентной борьбы. Стратегия маркетинга - комплекс базовых решений, направленных на достижение генеральной цели фирмы и исходящих из оценки рыночной ситуации и собственных возможностей, а также других факторов и сил окружающей среды маркетинга. Цель разработки стратегии - определение основных приоритетных направлений и пропорций развития фирмы с учетом материальных источников его обеспечения и спроса рынка. Стратегия должна быть направлена на оптимальное использование возможностей компании и предотвращение ошибочных действий, которые могут привести к снижению эффективности деятельности фирмы.
В условиях постоянно меняющейся рыночной ситуации на российском рынке требует разработки такой маркетинговой стратегии с определенной степенью свободы ее реализации. Поэтому тема данной исследовательской работы является актуальной. Целью данной работы является вопросов, связанных с разработкой маркетинговой стратегии на предприятия. Для достижения цели в работе решались следующие задачи:
провести анализ внутренней и внешней среды, сильные и слабые стороны предприятия, возможности и угрозы внешней среды для его деятельности;
выяснить возможности развития маркетинговой стратегии.
Объектом исследования выбран ОАО «Верх-Исетский металлургический завод». ОАО «ВИЗ» занимается прокатом стали, а также производством ванн и моек. В последние годы именно ванны являются основной группой товаров принесшие положительные сдвиги в показателях деятельности предприятия. Поэтому именно рассмотрено данное товарное направление.
Основными рынками сбыта ванн являются:
строительный сегмент (комплектация строительными компаниями); сегмент розничных продаж, в котором участвуют потребители как меняющие сантехнические изделия (ремонт жилья), так и комплектующие сантехникой новые жилье.
Покупатели ОАО «ВИЗ» - крупные компании оптовой и розничной торговли сантехникой и строительными материалами, которые также осуществляют поставки строительным компаниям в объеме 15% общего объема продаж.
Основный рынок сбыта - потребительский сектор (ванны на замену), рынок розничных продаж (строительные гипермаркеты, розничные сети, рынки строительных материалов и сантехнические магазины). По данным исследования, целевые потребители стальных ванн - это семья с небольшим доходом. Для этой целевой группы предприятие планирует в среднесрочной перспективе расширение ассортимента продукции.
В работе проведен анализ влияния на развитие данного направления деятельности предприятия факторов макро и микросреды.
Наиболее важные факторы, оказывающие положительное влияние: разработка новых технологий при производстве ванн; увеличение таможенных пошлин для импорта (это позволит российским предприятиям увеличить свою долю на рынке ванн); стабильная экономическая ситуация в стране; высокая дифференциация между поставщиками; значительный рост рынка ванн;
увеличение строительного сектора (комплектация строительных объектов стальными ваннами);
увеличение доли на рынке.
Наиболее сильные отрицательные факторы:
вступление России в ВТО («размытые» границы дадут европейским конкурентам большей свободы);
увеличение стоимости транспортировки грузов; снижение численности населения; увеличение количества конкурентов; ужесточение требований лицензирующих органов.
Таким образом, внешнюю среду фирмы можно охарактеризовать как среду с высокой сложностью, с достаточно подвижностью, а также существующей неопределенностью и рискованностью. Увеличение количества конкурентов заставляет российские предприятия искать новые возможности для завоевания рынка ванн. У предприятия много конкурен- тав по ваннам. В работе проведена оценка конкурентоспособности ванн.
Главным преимуществом их является соотношение доступной цены и хорошего качества.
Проведенный SWOT-анализ позволил сделать выводы: предприятие на рынке стальных ванн в РФ является лидером. Так как занимает первое место по реализации своей продукции, и год от года это число растет. Сильным сторонами являются: устойчиво и рентабельно работающее предприятие, интенсивные программы продвижения и поддержки продаж (эффективная реклама), хорошее управление предприятием, достаточная известность предприятия и марок у покупателей, недорогая, качественная продукция, квалифицированный персонал.
Слабыми сторонами являются: ограниченная мощность производства, отсутствие широкого ассортимента (продукции), ограниченность по размерам, ориентированность на сегмент с небольшим доходом.
Чтобы уменьшить влияние слабых сторон необходимо повышать качества продукции путем введение новых технологий, продолжать проводить эффективную маркетинговую политику, расширять ассортимент продукции. Для этого предприятие производит модификацию товаров, обновление ассортимента (размеров, цветов ванн) в будущем планируется выпуск сопутствующих товаров (поддоны для душа). Также планируется конкурировать с производителями акриловых и керамических ванн.
Главная цель - увеличение своей доли на рынке стальных ванн, замещение импорта и увеличение конкурентоспособности свое продукции. Поэтому следует обеспечить:
укрепление в своем сегменте, увеличение доходности продаж по всем звеньям цепи продаж, а также увеличение числа дилеров и партнеров на «неохваченных» территориях РФ, поддержка их продаж;
создание дополнительных конкурентных преимуществ в условиях конкуренции, а также за счет полученной прибыли начать производить новую продукцию, например душевые поддоны;
формирование стратегии работы с целевой аудиторией.
Для реализации программы необходимо:
создать информационный буклет эксперта для продавцов с описанием конкурентных преимуществ;
продолжить рассылку материалов для оформления торговых мест: листовки, плакаты, флажки с цветовой гаммой, каталоги с образцами эмалей;
провести новые мотивационные программы и промо-акции для торгового персонала компаний-дилеров и потребителей;
провести информационную поддержку продавцов (информационные презентации по товару, экскурсии на производство);
создать промо-сайт завода со страничками торговых марок, как инструмент для информирования дилеров, партнеров, потенциальных покупателей - торговых компаний, а также конечных потребителей для принятия решения о покупке, получения информации об эксплуатации ванны.
Создание сайта, проведение мотивационных программ для дилеров позволит завоевать рынок на «неохваченных» территориях в РФ. Выполнение задач по продвижению продукции в дальнейшем позволит создать основу для успешного вывода на рынок новых технологий и продукции.
А. Е. Арбенин, Т. Н. Меньшикова
Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)
Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 8. Направления: 11. Исследования менеджмента, маркетинга и логистики 19. Информационные процессы инновационного бизнеса, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 2430