СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Использование ключевых компетенций для сохранения и усиления конкурентных позиций ТНК в условиях глобализации

На рубеже XXI в. одной из важнейших закономерностей мирового развития становится усиливающаяся глобализация. Возросшая взаимосвязь экономик различных стран вызвана ростом и развитием международного бизнеса, трансграничным перемещением товаров и услуг, экспортом капиталов, интенсивным обменом информацией и технологиями, миграцией рабочей силы.

Углубление интернационализации производства - это процесс глобализации, который проявляется в том, что в создании конечного продукта в разных формах и на разных стадиях участвуют производители многих стран мира. Институциональной формой интернационализации производства является ТНК, которая с одной стороны является следствием глобализации экономики, а с другой главной движущей силой.

ТНК - национальная компания с зарубежными активами; компания, деятельность которой распространяется за пределами национальной экономики. К ТНК по классификации ООН относят, компании: с годовым оборотом более 100 млн долл.; с филиалами более чем в шести странах; с лидирующими позициями на ключевом рынке; с долей иностранных операций в доходах или продажах корпорации (не менее четверти);

с хождением и свободной перепродажей акций на мировых фондовых рынках;

с интернациональным составом персонала и высшего руководства. Современные ТНК - это международные многоотраслевые концерны, холдинговые компании и диверсифицированные конгломераты. Но их конкурентные позиции стали менее устойчивыми и стабильными. Причина заключается в усилении международной конкуренции, которая является главным результатом глобализации экономики, быстрого внедрения новых технологий, изменения в образе жизни, поведении и мотивации потребителей. Все перечисленное приводят к формированию новых рынков, обострению конкуренции между крупнейшими компаниями за сферы влияния и попыткам крупнейших ТНК ограничить конкуренцию, а также к усилению регулирования международной конкуренции на государственном и межгосударственном уровне.

В условиях растущей международной конкуренции руководство ТНК должно уделять особое внимание конкуренции в важнейших областях деятельности, в которых она обладает так называемыми ключевыми компетенциями (корневые компетенции).

«Корневые компетенции - это знания, умения и связи фирмы, позволяющие ей добиваться стратегического преимущества на одном или нескольких рынках» . Для каждой ТНК они должны быть специфическими, так как они должны создавать особую ценность для потребителя, они могут быть применены к действиям фирмы на различных рынках, их сложно воспроизвести фирмам-конкурентам, а потеря этих преимуществ зачастую оборачивается поражением компании.

Можно утверждать, что победа компании в конкурентной борьбе на мировом рынке для большинства промышленных крупнейших ТНК все меньше зависит от имеющихся материальных активов и определяется внутренними и внешними компетенциями и динамическими способностями.

Рассмотрим некоторые ключевые компетенции, ориентация на которые помогает выигрывать ТНК в условиях глобальной конкуренции.

Первое, что необходимо отметить, - способность ТНК разрабатывать и выводить на рынок новые товары и услуги. Именно это становится важнейшим условием долгосрочной конкурентоспособности. ТНК стремятся иметь доступ к источникам знаний и инноваций. Существует практика поглощения крупнейшими ТНК компаний, обладающих инновационным продуктом или технологией. Но главным остается тот объем вложений в НИОКР, которые осуществляют материнские компании.

Примерами успешных конкурентоспособных глобальных инновационных компаний являются такие ТНК, как американские Apple, Google 3M Corporation, Microsoft, IBM, Cisco, Intel и Boeing, японские Sony Corporation, Toyota Motor и Honda, немецкие BMW и Siemens, южнокорейская Samsung и финская Nokia. Конкурентоспособные международные компании обладают высоким инновационным потенциалом в важнейших сферах деятельности: в маркетинге, в разработке продуктов,в производстве, логистике, управлении персоналом и т. д.

Следующей компетенцией не менее важной является наличие и эффективное использование главного ресурса организации - высококвалифицированные и талантливые сотрудники. Отбор наиболее компетентных, перспективных и целеустремленных кандидатов, их последующее обучение и переобучение, создание благоприятного организационного климата и крепкой корпоративной культуры обусловливает гибкость и адаптивность организации. Крупнейшие ТНК опираются на знания, опыт, активность, творческий потенциал, вовлеченность в общее дело и ответственность персонала, считая его главным источником завоевания ведущих конкурентных позиций.

Можно сказать, что современные транснациональные корпорации вкладывают миллионы долларов на развитие своих работников, получая огромный положительный эффект. IBM тратит ежегодно на переподготовку персонала более 1 млрд долл., прямой положительный экономический эффект оценивается в 200-225 млн долл. в год.

Большинство ТНК реализуют стратегию лидерства в издержках как ключевую компетенцию. ТНК стремится минимизировать издержки через сочетание собственного производства и аутсорсинга. Эта модель основывается на применении уникальных знаний и ноу-хау, интенсивном применении самых современных информационных и коммуникационных технологий, позволяя передавать нерентабельные операции на аутсорсинг.

Скорость в производственном процессе становится важным конкурентным преимуществом ТНК. Для ускорения производственного процесса и усиления давления на конкурентов создаются функциональные рабочие группы, перестраиваются структура и организация производства, внедряются новейшие технологии. Этому способствуют формирование долгосрочных партнерских отношений с поставщиками, оптимизация процесса поставок, организация системы логистики. Например, в основе высокой конкурентоспособности крупнейшей американской машиностроительной ТНК Caterpillar лежит одна из лучших в мире систем поставок запасных частей, обеспечивающая доставку любой из 550 тыс. деталей для оборудования покупателю в течение нескольких часов.

В современных условиях ключевым фактором достижения высоких конкурентных позиций является наличие и эффективное использование нематериальных активов, например, корпоративных знаний, внутренней организационной культуры фирмы, опыта, талантов и знаний сотрудников, патентов и лицензий, брендов, программного продукта, процедур, баз данных, стандартов и комплекса отношений, который складывается у компании во взаимодействии с поставщиками, клиентами, партнерами, способности фирмы приспосабливаться к изменениям внешней среды.

Нематериальные активы, которые составляют ключевые компетенции ТНК, неповторимы, их нельзя просто скопировать, так как на их формирование требуются десятилетия. Внутрифирменные бизнес-знания, научные разработки и идеи играют особо важную роль для компаний, которые работают в сегментах рынка наукоемких технологий с жесткой динамичной конкуренцией.

Но главным остается то, что для успешной реализации корневых компетенций необходимо высококачественное, передовое, порой нестандартное управление. С одной стороны, победа в конкурентной борьбе все больше зависит не от наличия ресурсов, а от искусства управления, т. е. разработки и реализации стратегии развития ТНК, которые соответствовали конкретной ситуации. С другой стороны, от компетентного применения высшим руководством компании эффективных технологий менеджмента, т. е. стандартизированного набора принципов и методик управления, в частности, сбалансированной системы показателей эффективности деятельности, управления отношениями с клиентами, аутсорсинга, реинжиниринга бизнес-процессов.




М. С. Ананьева Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского (Саратов)


Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 8. Направления: 11. Исследования менеджмента, маркетинга и логистики 19. Информационные процессы инновационного бизнеса, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Кадастровый учет недвижимости, кадастровые инженеры': 842