В условиях глобального экономического кризиса особенно актуальной для организаций банковского сектора является проблема корпоративной социальной ответственности, развитие которой позволит преодолеть общественное недоверие, повысить деловую репутацию и более эффективно конкурировать с иностранными банковскими организациями.
Для полной и достоверной оценки социальной ответственности требуется исчерпывающая информация обо всех аспектах деятельности организации в социальной, экономической и экологической сферах, которая может быть представлена в рамках социального (нефинансового) отчета. Наряду с этим социальный отчет представляет инструмент коммуникации компании со всеми заинтересованными сторонами .
В большинстве своем российский банковский сектор использует корпоративную социальную ответственность, как составляющую корпоративного управления, и публикует нефинансовую отчетность в основном по причинам внешней необходимости.
К внешней необходимости можно отнести краткосрочные цели повышения инвестиционной привлекательности, например для привлечения инвесторов. В данном случае нефинансовый отчет публикуется в одноразовом порядке.
Международные банки, являясь участниками мирового сообщества, регулярно публикуют социальные отчеты, с целью демонстрации наличия корпоративной социальной ответственности и PR-активности банков, что тоже является внешней необходимостью.
Большинство банков российского банковского сектора позиционируют себя социально ответственными, но в тоже время они не проявляют заинтересованности в раскрытии экономической информации, касающейся структуры корпоративного управления, финансовых показателей и операционной деятельности. В большинстве отчетов отсутствуют ста- тистически-измеримая информация (рекомендуемые РСПП базовые индикаторы ), такая как количественные показатели, которые представляет более высокую информационную ценность .
По результатам анализа, проведенного Международной финансовой корпорацией (IFC) в 2004-2006 гг. в рамках проекта «Корпоративное управление в банковской сфере России», одним из самых существенных недостатков в деятельности российских банков является низкий уровень прозрачности и раскрытия информации. В настоящее время ситуация меняется к лучшему, в крупных банках средний уровень транспорентности растет. Однако эта тенденция не является всеобщей и позитивные изменения характерны не для всех банков России.
Авторы статьи провели анализ причин, по которым банки не используют данную составляющую корпоративного управления, как средство повышения конкурентоспособности и эффективности деятельности банка.
Проблема заключается в барьерах и отсутствии стимулов на пути эффективного использования нефинансовой отчетности как инструмента оценки социальной ответственности банков. Одним из таких барьеров является, социальная пассивность граждан России. При выборе банка, его услуг и продуктов граждан не интересует информационная прозрачность его деятельности в аспекте социальной ответственности, социальная позиция банка и результативность в области ответственности за предоставляемую услугу.
Такая же социальная пассивность граждан проявляется при выборе работодателя и места работы. В большинстве своем граждан не интересуют социальные гарантии и права персонала, а также такие показатели, как уровень текучести кадров, охват работников коллективным договором, уровень травматизма, уровень расходов на охрану труда, случаи дискриминации и т. п. Часто это связано с недостаточной грамотностью населения, отсутствием необходимой информации в сопоставимом виде, отсутствием навыков использовать данные показатели в своих целях. Кроме того причинами являются особенности, связанные с историей и географией России, менталитетом граждан нашей страны, традициями корпоративного управления, а также с социальной и политической ситуацией в стране.
Заинтересованность со стороны граждан в данной информации и использование ее, как одной из составляющих при выборе банка (его услуг и продуктов), работодателя и места работы, послужило бы для российского банковского сектора стимулом введения в практику публикации социальных отчетов и раскрытия в них статистически-измеримой информации.
Не менее серьезным барьером на пути внедрения в практику корпоративной социальной ответственности (далее КСО) и раскрытия информации о данной деятельности, является отсутствие у банков четкого понимания необходимости своего участия в этом и последствий для формирования имиджа и дальнейшего развития кредитной организации. Связано это с тем, что получение результата от развития социально ответственной деятельности имеет долгосрочный характер и оценить его в стоимостном выражении весьма затруднительно. При этом нефинансовая отчетность в России является добровольной, четко прописанных стандартов ее составления не существует, как не существует и ответственности за не представление социальных отчетов.
Для того, чтобы преодолеть вышеперечисленные барьеры и достигнуть эффективных результатов в развитии КСО в банковском секторе, в частности, и в целом в экономике нашей страны, необходимо регулирование на государственном уровне путем:
совершенствования законодательства в сфере КСО, включая введение обязательности нефинансовой отчетности и четко прописанных стандартов ее составления;
экономического стимулирования этой деятельности (приоритетность оказания государственной поддержки; налоговые поощрения, другие формы);
моральной поддержки (создание рейтинга банков по уровню развития КСО, учреждение званий, медалей, премий, грамот для наиболее успешных собственников и сотрудников, проведение различных конкурсов);
разработки единой формы нефинансового отчета банковского сектора с его обязательной открытой публикацией;
усиления общественного контроля за деятельностью банков в части развития КСО (прозрачного, объективного и единого для всех) и повышения уровня прозрачности и раскрытия информации;
проведения просветительских мероприятий, повышения грамотности населения, обучения граждан правилам использования данных социальных отчетов.
Перечисленные меры позволят ускорить процесс повышения эффективности корпоративной социальной ответственности и уровня информационной прозрачности бизнеса в России, в том числе в банковской сфере; будут способствовать вовлечению всех участников общества (бизнес, государство и население страны) в решение многих социальных задач.
С. И. Ясакова, Г. Ю. Пахальчак Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)
Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 7. Направления: 12. Перспективы устойчивого и инновационного развития АПК 13. Управление и организация производства 22. Корпоративная экономика и управление, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 2266