СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Технологические платформы как инструмент модернизации и управления промышленным развитием

Сегодня в условиях формирования новой парадигмы технологического развития, основанной на широком внедрении инноваций и возрастании роли наукоемких, высокотехнологичных отраслей с высокой добавленной

стоимостью, управлять развитием инновационных промышленных систем старыми методами становится все сложнее. Анализ показывает, что большое число организаций-участников современных технологических проектов, имеющих различные управленческие культуры и мотивации, принципиальная невозможность точного, стопроцентного прогноза развития ситуации, большая стоимость таких проектов создают серьезные вызовы стандартным моделям управления производством и, соответственно, требуют разработки нового инструментария промышленной политики.

Одним из инструментов такой промышленной политики стала концепция технологических платформ, разработанная в 2004 г. специально созданной комиссией Европейского Союза. Технологические платформы (далее ТП) определялись как объединение представителей государства, бизнеса, науки и образования вокруг общего видения научно-технического развития и общих подходов к разработке соответствующих технологий.

Прообраз первой технологической платформы появился в Европе еще в 2001 г. в форме Консультативного Совета по авиационным исследованиям (Advisory Council for Aeronautics Research in Europe, ACARE). В состав этого Совета вошли представители 24 государств Евросоюза, Еврокомиссии, промышленности, авиакомпаний, исследовательских центров и университетов. Его создание стало логичным результатом длительного процесса выстраивания производственно-технологической кооперации в ходе разработки и организации производства нового самолета Airbus A380 между корпорацией Airbus, другими промышленными компаниями и европейскими исследовательскими центрами. За период своего существования ACARE внес весомый вклад в создание целого ряда важнейших авиационных разработок, среди которых помимо Airbus A380, самолет Falcon 7X и вертолет Eurocopter 175. В настоящее время ACARE подготовлена программа развития авиации на период до 2050 г. «Траектория полета - 2050» (Flightpath 2050). К 2008 г. было создано уже 36 Европейских технологических платформ (далее ЕТП), что свидетельствует о высокой эффективности этого инструмента промышленной политики. Сегодня в рамках направлений ЕТП осуществляется выделение значительных объемов бюджетного и корпоративного финансирования на проведения различных научно-исследовательских работ, непосредственно связанных с их практической реализацией предприятиями малого и среднего бизнеса и крупной промышленностью.

В России решение о разработке концепций ТП как нового института инновационного развития промышленности было принято Правительственной комиссией по высоким технологиям и инновациям 3 августа 2010 г. Впоследствии инициативными группами на рассмотрение комиссии было представлено около 200 предложений. В результате рассмотрения и объединения этих инициатив 1 апреля 2011 г. был утвержден, предложенный Минэкономразвития РФ, перечень из 27 приоритетных ТП. Сейчас их число увеличилось до 29. Каждая из платформ объединяет от нескольких десятков до нескольких сотен участников. Основными направлениями, в которых создаются российские технологические платформы (далее - РТП), были выбраны медицина, биотехнологии, энергетика, авиация и космос, ядерные технологии, информационно-коммуникационные технологии. Основная цель создания РТП - структурировать инициативы, возникающие в сфере фундаментальной и поисковой науки, и сориентировать их на бизнес для дальнейшей коммерциализации.

Среди задач формирования и реализации РТП можно выделить:

усиление влияния потребностей бизнеса и общества на реализацию важнейших направлений научно-технологического развития;

выявление новых научно-технологических возможностей модернизации и формирование новых секторов российской экономики;

определение направлений совершенствования отраслевого регулирования для быстрого распространения перспективных технологий;

стимулирование инноваций, поддержка научно-технической деятельности и процессов модернизации российских производственных компаний с учетом специфики и вариантов развития отраслей;

расширение научно-производственной кооперации и формирование новых партнерств в инновационной сфере;

совершенствование нормативно-правового регулирования в области научного, научно-технического и инновационного развития.

Основными принципами формирования и реализации РТП являются:

направленность на удовлетворение важнейших общественных потребностей, стратегических задач развития бизнеса, приоритетных государственных интересов;

наличие значимого представительства интересов бизнеса и ключевых потребителей в органах управления РТП;

ориентированность на проведение исследований и разработок для решения средне- и долгосрочных задач социально-экономического развития;

вариантность рассматриваемых технологических решений, ориентация на проработку различных технологических альтернатив;

ориентированность на расширение кооперации и поиск лучших и наиболее эффективных партнеров;

активность в привлечении негосударственных средств;

прозрачность правил участия, открытость для новых участников;

ясность и публичность достигнутых результатов.

Создаваемые сегодня РТП в зависимости от способа их организации и от того, кто выступает в качестве координатора, условно можно разделить на несколько групп. Во-первых, это платформы, где ключевыми координаторами являются госкорпорации или подобные им крупные организации холдингового типа с государственным участием: Росатом, Роснанотех, ОАО «РЖД», Ростехнологии. Во-вторых, платформы, где эту роль выполняют вузы. В-третьих, научные институты или КБ. В-четвертых, государственные ОАО, ЗАО или госучреждения. И, наконец, бизнес- структуры и бизнес-ассоциации, которых, правда, всего две: некоммерческая организация «Лазерная ассоциация» и ОАО «Сибирская угольная энергетическая компания». В этом как раз и заключается отличие РТП от ЕТП, которые создавались, в первую очередь, по инициативе ассоциаций частного бизнеса, стремившихся таким образом обеспечить эффективную координацию максимального числа научных и образовательных учреждений вокруг интересующих частный бизнес направлений научных исследований.

Таким образом, РТП представляют собой определенную форму государственно-частного партнерства в инновационной сфере или способ объединения усилий всех заинтересованных сторон - различных государственных ведомств, бизнеса и научного сообщества для достижения конечных целей на отдельных стратегически приоритетных направлениях развития технологий и экономики.

РТП как важный элемент инновационной инфраструктуры России в первую очередь предназначены для активизации усилий по созданию перспективных коммерческих технологий, продуктов и услуг, а также для привлечения дополнительных ресурсов с целью проведения новых исследований и разработок. Подобный формат взаимодействия позволяет не только создать научно-производственную кооперацию, но и эффективно объединить усилия государства, науки, образования и бизнеса вокруг прорывного инновационного проекта, на выходе которого можно ожидать создание передовых, а главное - коммерчески привлекательных технологий, товаров и услуг. Таким образом, РТП за счет их поддержки со стороны государства должны создать стимулы для инновационной активности бизнеса, привлечь ресурсы для проведения научных исследований и подготовки высококвалифицированных специалистов. Государство в свою очередь должно разделить с ними ответственность при выполнении высокорисковых НИОКР, а при необходимости предусмотреть и другие меры поддержки.




Е. Н. Стариков, Д. А. Непутин Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)


Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 7. Направления: 12. Перспективы устойчивого и инновационного развития АПК 13. Управление и организация производства 22. Корпоративная экономика и управление, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Кадастровый учет недвижимости, кадастровые инженеры': 842