Деятельность и конкурентоспособность любой компании зависит не только от правильно выбранной стратегии, компетентного руководства, наличия ценных ресурсов и рынков сбыта. Успешное развитие любого бизнеса невозможно без доступа к инвестиционному капиталу. И здесь очень важно понимать, что инвесторы не станут вкладывать значительные средства в компанию, не имеющую эффективной системы управления и контроля ее деятельности.
Проблема раскрытия финансовой информации актуальна для России сегодня. Это во многом объясняется применяемой в России восточноевропейской моделью, ориентированной на удовлетворение интересов государственных органов как основных пользователей этой финансовой информации. Восточноевропейская модель преследует фискальную цель - контроль налогооблагаемых баз и расчета налогов. Это во многом объясняет тот факт, что среди субъектов рынка (инвесторов, кредиторов) корпоративная финансовая отчетность воспринимается как недостоверная, поскольку не удовлетворяет требованиям этих потенциальных пользователей. До настоящего времени эта модель характерна для российской системы учета и отчетности, несмотря на все попытки, предпринимаемые Россией с 90-х годов XX столетия, по ее гармонизации с международными стандартами .
Обеспечение информационной прозрачности компаний является важной характеристикой качества корпоративного управления, фактором формирования стоимости компании. Информация должна носить существенный характер, способствовать принятию решений инвесторами, другими заинтересованными лицами компании, формировать обратную связь со стейкхолдерами, оказывающими влияние на деятельность корпорации.
Прозрачность информации о компании как эмитенте обеспечивает функционирование рынка ценных бумаг. Она позволяет предоставлять инвесторам данные о практике корпоративного управления, оценивать его уровень и риски инвестирования.
Информацию необходимо раскрывать для работников и клиентов, кредиторов и инвесторов. При ознакомлении с данными о предприятии каждое заинтересованное лицо делает свой собственный вывод о состоятельности и тенденциях развития бизнеса. Поэтому уровень качества информации важен. Неполучение должной или получение заведомо ложной информации может отрицательно повлиять на факторы, характеризующие деятельность всего предприятия. Но это совершенно не означает, что в открытом доступе надо раскрывать информацию всем и обо всем. Конечно, надо помнить о безопасности и конфиденциальности. Также надо иметь в виду, что каждой группе интересен свой объем данных. Для работников необходимой и достаточной информацией будут являться сведения об условиях работы (например, рабочее место, график работы, соц. пакет), возможности карьерного роста, стабильность, в том числе отсутствие угрозы увольнения и снижения заработной платы. Для кредиторов и инвесторов такой информацией будут финансовое состояние предприятия, уровень его кредитоспособности, перспективы роста. То есть те факторы, которые непосредственно описывают риск вложения денежных средств. Клиенты же хотят получать достоверную информацию о товаре: качество, гарантии, цена, скидки, доставка, сервисное обслуживание .
Уровень качества информации создает степень доверия и желание в дальнейшем взаимодействовать с предприятием, оказывает стратегическое влияние на развитие бизнеса.
Сбор информации - трудоемкий, но главный процесс в функционировании бизнеса. Наличие достоверной, полной информации о предприятии создает его имидж, влияет на построение всей дальнейшей его деятельности. И дело не в объеме данных, а в правильности и актуальности представленной информации.
До сих пор на многих российских предприятиях процесс сбора информации затруднен и вызывает отрицательные эмоции, как у простых рабочих, так и у квалифицированных специалистов. Выстраивая процесс управления на уже устоявшихся принципах и методах, управляющие трудно и с особой осторожностью используют в своей системе новые тенденции и инновации в области ИТ-технологий, что негативно влияет на развитие и конкурентоспособность организации .
Таким образом, развитая система раскрытия информации, которая удовлетворяет принципам информационной прозрачности: точность, достоверность, оперативность и открытость данных - является существенным фактором повышения конкурентоспособности, инвестиционной привлекательности, роста капитализации и общего доверия всех заинтересованных лиц к предприятию.
М. В. Ведерникова, Я. В. Савченко Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)
Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 7. Направления: 12. Перспективы устойчивого и инновационного развития АПК 13. Управление и организация производства 22. Корпоративная экономика и управление, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 1869