Сегодня одним из перспективных объединений компаний, способствующих их развитию, являются стратегические альянсы. Стратегический альянс - долгосрочное взаимовыгодное объединение компаний-партнеров, сохраняющих свою юридическую и экономическую самостоятельность, в целях координации совместных действий и обеспечения конкурентных преимуществ. В России первые стратегические альянсы появились в виде совместных предприятий. Особый интерес для российской промышленности представляли наиболее распространенные международные стратегические технологические альянсы.
Активное формирование стратегических альянсов в зарубежных странах началось в 1980-е годы, которое в последствие затронуло российскую экономику. В начале 1990-х годов наблюдается рост числа международных стратегических альянсов с участием российских компаний. Вступая в альянс с зарубежными компаниями, российские предприятия стремились получить доступ к компетенциям и технологиям, новым рынкам, а также повысить свою конкурентоспособность. Уже с начала 1990-х годов альянсы становятся важным фактором развития и модернизации ключевых отраслей экономики России: авиастроение, автомобилестроение, телекоммуникации, логистика, пищевая и химическая промышленность и др.
Первые стратегические альянсы появились в России в виде совместных предприятий. С начала 1990-х годов их количество быстро возрастало: было создано свыше 2 000 совместных предприятий с компаниями из более 60 стран мира . Однако стратегические альянсы в форме совместных предприятий были во многом неравноправны для российских компаний: они создавались, прежде всего, для менее затратного и рискованного вхождения на российский рынок зарубежных компаний, для которых альянсы с отечественными предприятиями часто представляли временную, экспериментальную площадку. Когда создавалась необходимая инфраструктура и иностранные участники получали доступ к российскому рынку, потребность в российских партнерах отпадала, и российские предприятия поглощалось, либо отношения прерывались . Особый интерес для российской промышленности стали представлять международные стратегические технологические альянсы, особенно в отрасли автомобилестроения.
Уже со второй половины 1990-х годов сотрудничество российских предприятий автомобильной промышленности с иностранными производителями начало выстраиваться с учетом взаимных интересах. С одной стороны, отечественные предприятия заинтересованы в разработке и производстве технически более совершенных моделей автомобилей и комплектующих для них, а также в получении инвестиций на эти цели, с другой стороны, зарубежные партнеры получали доступ на новый рынок в условиях насыщения традиционных рынков сбыта и усиления конкуренции в мировой автомобильной промышленности.
Несмотря на финансовый кризис в России 1998 г., приостановивший реализацию многих проектов, сложившееся к этому времени международное сотрудничество в автомобильной промышленности продемонстрировало свою жизнеспособность. Большинство зарубежных партнеров сохранили свое присутствие на рынке, однако стратегия их сотрудничества с российскими предприятиями претерпела изменения. В частности, в производстве был сделан акцент на импорт в Россию готовых узлов и деталей. Так, российское предприятие ООО «АВТОТОР-холдинг» подписало соглашение о кооперации с немецким концерном «БМВ АГ», предусматривающее сборку автомобилей марок BMW и Land Rover . Из Германии начали поставляться уже подготовленные к сборке корпуса автомобилей, а также примерно 2 000 различных готовых узлов, деталей и комплектующих. Сами машины производятся в Калининграде.
В 2000-е годы в России было открыто несколько десятков сборочных автомобильных заводов, выпускающих автомобили под марками известных производителей: Volkswagen, Skoda, BMW, Ford, Renault, Toyota, Chevrolet, Peugeot, Citroen, Mitsubishi, Nissan, Opel, Kia, Volvo и некоторые другие. Открытие новых заводов в настоящее время продолжается. Начиная с 2002 г., в России стремительно возрастает сборка иностранных автомобилей. С массовым открытием сборочных предприятий иностранных компаний, начиная с 2009 г. их доля в национальном производстве еще больше увеличивается, несмотря на снижение продаж в результате последствий мирового финансового и экономического кризиса.
Однако сегодня сотрудничество не ограничивается лишь сборкой и сбытом в России автомобилей иностранных производителей, а расширяется в сфере модернизации производства и НИОКР, что обуславливает необходимость создания технологических стратегических альянсов. В этой связи, представляется необходимым привести следующие наиболее яркие примеры.
В ноябре 2009 г. между японо-французской группой компаний «Ре- но-Ниссан» и ОАО «АвтоВАЗ» заключено соглашение о стратегическом альянсе, согласно которому «Рено-Ниссан» будет использовать производственные мощности российского предприятия для удовлетворения потребности российского рынка. Протокол о сотрудничестве по рекапитализации ОАО «АвтоВАЗ» в дополнение к соглашению об альянсе предусматривает финансовую помощь со стороны Правительства России на развитие производственной линии в обмен на предоставление компанией «Рено» своих технологий .
В декабре 2008 г. создан стратегический альянс между российским предприятием ОАО «КАМАЗ» и немецким концерном «Даймлер АГ» в лице его подразделения по производству грузовых автомобилей «Даймлер Тракс», в результате чего концерн приобрел 10% акций ОАО «КАМАЗ», которые принадлежат инвестиционной компании «Тройка Диалог». Сумма сделки составила 250 млн дол. В марте 2010 г. концерн «Даймлер АГ» приобрел еще 1% акций «КАМАЗ», увеличив тем самым свою долю в капитале компании до 11%. Кроме того, осенью 2009 г. «КАМАЗ» и «Даймлер АГ» подписали соглашения о создании на паритетных началах двух совместных предприятий: «Мерседес-Бенц Тракс Восток» по производству и сбыту тяжелых грузовиков и автобусов; «Фусо КАМАЗ Тракс Рус» по производству и сбыту легких грузовиков марки Mitsubishi Fuso Canter. Общий объем одновременных инвестиций со стороны «Даймлер АГ» в оба предприятия составил 10 млн евро .
В феврале 2010 г. российское предприятие ОАО «Соллерс», в которое входит несколько автомобилестроительных компаний, и итальянский концерн «ФИАТ Групп» подписали меморандум о создании в России глобального стратегического альянса по производству автомобилей и внедорожников. Общие инвестиции в проект составили 2,4 млрд евро . Соглашением предусмотрено создание совместного предприятия, на котором будет осуществляться полный производственный цикл, а не только сборка, для чего закупается итальянское оборудование на сумму более 1 млрд евро. Это, безусловно, предполагает выход обновленной российской продукции на качественно новый уровень, и получение доступа к передовым технологиям итальянского автомобилестроения. К 2016 г. в рамках данного альянса планируется создать в России крупнейший автозавод и выпускать до 500 тыс. автомобилей в год марки Fiat и других марок, причем как минимум каждый десятый должен идти на экспорт .
Итак, стратегические альянсы российских предприятий и зарубежных компаний в целом приносит для обеих сторон ожидаемые результаты, достигается синергия, которая проявляется в нескольких сферах: увеличение объемов производства и продаж, рост прибыли и капитализации, внедрение новых совместных научно-технологических разработок, снижение расходов, оптимизация управления (совместные предприятия). Российские предприятия получают доступ к технологиям и сети продаж своих более могущественных зарубежных партнеров, повышая конкурентоспособность, а зарубежные компании - возможность усилить свое глобальное присутствие, заняв прочное место на рынке России и стран СНГ.
Е. С. Щепин Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)
Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 7. Направления: 12. Перспективы устойчивого и инновационного развития АПК 13. Управление и организация производства 22. Корпоративная экономика и управление, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 5971