Банки - одно из центральных звеньев системы рыночных структур. Развитие их деятельности - необходимое условие рыночного механизма. Финансовая стратегия предполагает формирование и использование финансовых ресурсов для реализации базовой стратегии. Она дает возможность экономическим службам предприятия создавать и изменять финансовые ресурсы и определять их оптимальное использование для достижения целей функционирования и развития организации.
В условиях усиливающейся конкуренции и нестабильности рынка банкам нелегко достичь целей своих акционеров, сотрудников, вкладчиков и заемщиков и всех остальных стейкхолдеров, одновременно выполняя требования, установленные правительственными контролирующими организациями.
Рост масштаба бизнеса повышает требования к стратегическому мышлению персонала. В период активного роста основных экономических показателей «СКБ-банка» со стороны менеджмента отмечается повышенное внимание к стратегическим вопросам. Реализация стратегического планирования есть стремлением соответствовать самым современным стандартам бизнеса. Изучение и прогнозирование конъюнктуры рынка, конкурентной среды, комплексная оценка собственных слабых и сильных сторон организации, угроз и возможностей рынка позволяют выбрать правильный вектор развития, найти свою нишу на рынке.
«Акционерный коммерческий банк содействия коммерции и бизнесу» (ОАО «СКБ-банк») создан на базе Свердловского областного управления Агропромбанка в ноябре 1990 г. В августе 1993 г. ОАО «СКБ-банк» получил Генеральную лицензию ЦБ РФ № 705 на осуществление банковских операций.
Оценка эффективности стратегии осуществляется по нескольким параметрам.
Во-первых, оценивается, насколько разработанная финансовая стратегия согласовывается с общей стратегией организации, путем выявления степени согласованности целей, направлений и этапов реализации этих стратегий.
Во-вторых, выявляется согласованность финансовой стратегии фирмы с прогнозируемыми изменениями во внешней предпринимательской среде.
В-третьих, рассматриваются возможности организации в формировании собственных и привлечении внешних финансовых ресурсов.
Один из методов оценки финансовой стратегии это прогноз различных финансовых показателей, а также динамики нефинансовых результатов, таких, как рост деловой репутации организации, повышение уровня управляемости финансовой деятельностью его структурных подразделений и т. п.
Выделяют наиболее важные тенденции развития рынка банковских услуг.
Во-первых, это продолжающееся раскрытие потенциала рынка вкладов и сбережений. Помимо того, что это способствует, расширению ресурсной базы кредитных организаций данный сегмент обладает огромным потенциалом для приложения банковского капитала. В этой связи ОАО «СКБ-банк» проводит активное наращивание объемов потребительского, в том числе ипотечного кредитования, осуществляет внедрение более эффективных и удобных форм кредитования корпоративных клиентов. При наличии конкурентоспособного продукта и его стандартизации главной задачей становится умение донести продукт до потребителя. Это сегодня является один из главных предметов конкурентной борьбы. В данной сфере перед банком стоят задачи по модернизации и повышению эффективности филиальной сети и дальнейшему ее расширению, внедрению новых каналов реализации продуктов и услуг банка до конечного потребителя - населения.
Вторая тенденция - активная экспансия столичных банков федерального масштаба на региональные рынки банковских услуг. В 1999-2000 гг. их вхождение на рынок осуществлялось за счет активного кредитования крупной корпоративной клиентуры с одновременным заведением их ресурсов на расчетные счета. В последние два-три года сферой их стратегических интересов становится также и розничный сегмент рынка.
Конкурентными преимуществами крупных региональных банков являются сложившиеся партнерские отношения с региональной бизнес элитой, обладание знанием своего клиента, специфики его деятельности, а соответственно и его потребностей.
Банк стремится максимально расширять ассортимент предлагаемых финансовых инструментов, учитывая при этом специфические характеристики каждой категории клиентов. Индивидуальный подход к клиентам позволяет, во-первых, хорошо изучить как можно больше различного рода проблем, грамотно их классифицировать, а во-вторых, даже в рамках доступного по цене продукта учесть все нюансы, наиболее существенные для потребителей.
ОАО «СКБ-банк» проводит регулярный мониторинг конъюнктуры рынка банковских услуг, изменений потребностей и предпочтений клиентов. Благодаря этому появляется возможность не только отвечать сегодняшним потребностям клиентов, но и предвидеть формирование спроса на новые банковские продукты и услуги. Эффективное развитие банка при сложившейся динамичности рынка невозможно без концептуальных подходов к собственному бизнесу, без выстраивания маркетинговой стратегии.
На рынке банковских услуг ОАО «СКБ-банк» обладает следующими конкурентными преимуществами:
сформированный имидж банка как одного из крупнейших и устойчивых финансовых институтов Уральского федерального округа;
производит благоприятное впечатление за счет динамичного развития;
значимость бизнеса основного акционера банка (группы «Синара») в экономике России, сотрудничество с властями Свердловской области, партнерские отношения с VIP-клиентами;
широкая сеть продающих площадок;
удачное территориальное расположение филиалов и дополнительных офисов на центральных улицах и в деловых центрах городов, представительный внешний вид, позволяют позиционировать банк на новых территориях как институт розничных услуг;
благоприятное географическое положение головного офиса в центре УрФО, позволяющее наиболее оперативно координировать действия продающих площадок;
эффективность внутренних бизнес-процессов (оптимальное соотношение скорости принятия решений и регламентации);
наличие практически всех наиболее востребованных рынком банковских продуктов, уверенное присутствие на рынке и прогрессивная динамика по объемам основных видов банковских операций;
хорошо позиционированные уникальные программы кредитования малого и среднего бизнеса, лизинга, факторинга, ипотечного кредитования, узкоспециализированные продукты потребительского кредитования, опыт работы по данным направлениям бизнеса и отсутствие явных конкурентов по данным продуктам на местных рынках обеспечивают неоспоримое преимущество в привлечении клиентов на новых территориях.
По итогам I квартала 2011 г. ОАО «СКБ-банк» сохранил за собой второе место в Уральском федеральном округе по размеру активов и 46-е место на федеральном уровне (по версии «Интер-факс-ЦЭА» на 1 апреля 2011 г.). С точки зрения регионального присутствия менеджмент банка считает УрФО уже практически полностью покрытыми и в дальнейшем намерен расширяться преимущественно на юге и в центральной России, а также на Дальнем Востоке (Хабаровск). Следствием активной экспансии банка является его невысокая операционная эффективность (отношение расходы/доходы повысилось в 2010 г. до 65,8%). В 2010 г. активы ОАО «СКБ-банк» согласно отчету по МСФО увеличились на 39,6% до 82,9 млрд р. - во многом благодаря кредитному портфелю, который вырос на 55,4% до 52,5 млрд р.
ОАО «СКБ-банк» разработал стратегию развития кредитно-финансового учреждения до 2013 г. включительно, которая предусматривает рост его активов более чем в 9 раз по сравнению с 2007 г. Планируется увеличение активов банка до 270 млрд р. Кредитный портфель «СКБ-банка» планируется увеличить до 190 млрд р. Стратегия также предусматривает открытие до 2014 г. 200 офисов продаж (в 2010 г. - 153 офиса).
Ю. М. Швецова, М. И. Лукиных Филиал Уральского государственного экономического университета (Березники)
Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 7. Направления: 12. Перспективы устойчивого и инновационного развития АПК 13. Управление и организация производства 22. Корпоративная экономика и управление, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 4947