СТАТЬИ АРБИР
 

  2024

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Формирование холдингов как составляющая стратегии долгосрочной конкурентоспособности крупных интегрированных структур в РФ

Как свидетельствует опыт передовых индустриальных стран, большинство товаров производится на крупных промышленных предприятиях, самой распространенной организационно-правовой формой которых являются холдинги. Так, например, 65% ВНП США создаются всего лишь сотней крупнейших производственных структур. На этих предприятиях сосредоточено 45% всех занятых высококвалифицированных рабочих страны, создается свыше 90% НИОКР . Крупный капитал, пришедший в ведущие отрасли, способствует ускорению внедрения современных технологий управления, формированию корпоративных структур, замыкающих технологических цепочек и повышению инвестиционной деятельности и конкурентоспособности продукции предприятий на внешнем и внутреннем рынках. Именно крупное производство определяет сегодня важнейшие предпосылки и создает условия для победы в конкурентной борьбе.

Преимуществами построения бизнеса по холдинговому типу являются, во-первых, минимизация финансовых и экономических затрат. Например, для установления контроля над компанией холдингу нет необходимости полностью скупать ее активы. Достаточно приобретения пакетов акций в объеме 50%+1 акция, что обеспечит реализацию решений в интересах интегрированной структуры. Во-вторых, простота и эффективность маневрирования активами, снижение коммерческих рисков за счет сохранения фирмами юридической самостоятельности. Указанные особенности интегрированных структур определяют доминирующее положение холдингов на рынках отдельных видов продукции, что позволяет отнести их к структурам олигополистического типа.

Ситуация, когда число холдинговых объединений растет стала типична как для России вообще, так и для территории Свердловской области в частности. Свидетельством этого являются последовательно реализуемые на протяжении последнего десятилетия представителями крупного бизнеса инициативы по формированию на базе предприятий горнодобывающей и металлургической отраслей области «ЕВРАЗ-Холдинга», а также планы Правительства России по созданию на основе предприятий машиностроительной отрасли области интегрированной структуры холдингового типа по разработке и производству бронетанковой техники и артиллерийского вооружения «НПК Уралвагонзавод» . По имеющимся данным, объем продукции, выпускаемой предприятиями, входящими в холдинг того или иного типа, составляет от 50 до 60% ВВП России .

Холдинг - это группа участников предпринимательских отношений, связанных между собой таким образом, что один из них имеет возможность в решающей степени влиять на деятельность всех других участников этой группы. Холдинги представляют собой юридическую форму интеграции коммерческой деятельности, а в экономическом смысле - форму концентрации и централизации капитала.

Отличительной чертой функционирования холдингов в России является несовершенство нормативно-правовой базы, регламентирующей порядок их организации и деятельности, основой которой до настоящего времени является устаревший Указ Президента Российской Федерации № 1392 от 16 ноября 1992 г. «О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий». Именно указанным документом был введен в оборот термин «холдинг». В остальном деятельность холдингов регулируется теми же нормами, что и деятельность иных юридических лиц, осуществляющих коммерческую деятельность - Гражданским кодексом, Федеральным законом «Об акционерных обществах», Законом «О банках и банковской деятельности», «Об обществах с ограниченной ответственностью». Единого акта высшей юридической силы о холдингах до настоящего времени не разработано. Следствием изложенного является комплекс проблем, проявляющийся при государственно-правовом упорядочении холдинговых отношений - отсутствие системного законодательства, которое регламентировало бы «внутреннюю жизнь» холдингов и их внешние контакты - взаимодействие с другими предпринимательскими структурами, кредиторами, акционерами, а главное - с государством.

Проведенный анализ деятельности корпоративных образований позволяет сделать вывод о том, что основной тенденцией совершенствования системы управления холдингами на современном этапе является последовательное усиление роли управляющих компаний, совершенствование и централизация их организационных функций и полномочий по контролю. Именно так действовал «стальной король» Эндрю Карнеги почти 130 лет назад. В своей автобиографии он пишет о том, что только после того, как созданное им предприятие доказывало свою эффективность, он включал его в свою группу. Такая политика позволяла ему избежать больших потерь при неэффективной работе или банкротстве нового предприятия.

Другим перспективным направлением для обеспечения мобильности и «гибкости» управления интегрированными структурами является повсеместное внедрение современных информационных технологий - корпоративных систем управления предприятиями класса ERP, MRPII, MES, APS. Данное решение обеспечивает единообразное ведение всех видов документации - бухгалтерского учета, учета коммерческих договоров, план-счетов, счет-фактур, платежных и отгрузочных документов, а также обеспечивает доступ руководителя практически к любой информации любого предприятия - участника в режиме реального времени.

В качестве третьего значимого элемента управления в будущем определено внутрихолдинговое планирование, в качестве основного элемента которого рассматривается планирование прибыли. Оно производится в разбивке по отраслям, по предприятиям - участникам, по срокам. С планированием прибыли тесно связаны планы капиталовложений за счет централизованных и консолидированных ресурсов предприятий.

По оценкам ведущих российских экономистов корпоративное управление во многих отечественных холдингах находится на недостаточно высоком уровне, объективно не отвечает требованиям и стандартам, предъявляемым мировым экономическим сообществом к условиям ведения бизнеса в развитых странах . Даже в крупных, давно существующих холдинговых компаниях зачастую отсутствуют корпоративное планирование, учет интересов участников корпоративных отношений, отмечается большой разрыв между управлением и производственно-хозяйственной деятельностью подконтрольных хозяйствующих субъектов.

В качестве основных тенденций управления интегрированными структурами холдингового типа на протяжении ближайших нескольких лет будут являться дальнейшие совершенствование и «оттачивание» механизмов управления, повышение руководящей роли головных организаций, минимизация самостоятельности дочерних, подконтрольных структур, закрепление за ними узкоспециальных, производственных функций. Сегодня около 70% западных фондов рассматривают повышение уровня корпоративного управления в качестве важнейшего условия сотрудничества с российскими компаниями . В России инвесторы готовы платить премию в размере 38% за долю в компаниях с высоким уровнем корпоративного управления, тогда как данный показатель для акций американских компаний составляет 14%.




Н. С. Шабунин Филиал Уральского государственного экономического университета (Нижний Тагил)


Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 7. Направления: 12. Перспективы устойчивого и инновационного развития АПК 13. Управление и организация производства 22. Корпоративная экономика и управление, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Стратегическое планирование': 601