СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Стратегическое планирование на российских предприятиях: проблемы и пути их решения

Актуальность изучения проблем стратегического планирования состоит в нестабильности условий работы предприятий. Неподготовленность руководителей к принятию обоснованных, взвешенных и обдуманных решений ведет к разрыву хозяйственных связей, невыполнению договорных обязательств, взаимным неплатежам, снижению инвестиционной активности и т. д.

В целом, все проблемы постановки и решения задач стратегического планирования деятельности компаний могут быть разбиты на три группы: концептуальные, системные и маркетинговые (см. таблицу).

Концептуальные проблемы связаны с выбором основной методологической базы, на которой будет строиться вся концепция стратегического планирования.

Системные проблемы включают трудности системного описания объекта стратегического планирования, окружающей его рыночной среды, правил оценки и выбора наилучших альтернатив развития.

Маркетинговые проблемы связаны с повышением достоверности ключевой части задачи стратегического планирования - оценки реального положения дел на рынке товаров и услуг.

Проблемы стратегического планирования на российских предприятиях и пути их решения1

Проблема Возможное решение

Концептуальные проблемы

Трудности выбора базы для проведения анализа Определение присущего для предприятия типа культуры (стратегического или оперативного)

Системные проблемы

Отсутствие оценки возможных стратегических альтернатив Анализ вариантов развития компании и выбор наилучшего

Проблема оценки текущего положения компании, определения стратегических вызовов Использование SWOT-анализа, портфельного анализа

Маркетинговые проблемы

Психологическая неготовность компаний к сбору информации о рынке, положении фирмы и т. д. Проведение «стратегических бесед», т. е. диалогов между менеджерами и работниками

Проблема комбинации качественных и количественных параметров в процессе целеполагания Использование концепции стратегического маркетинга

Многие проблемы, возникающие в процессе стратегического планирования можно предотвратить, если руководство компании перед разработкой стратегии ответит на вопрос, есть ли необходимость в стратегическом планировании на данном предприятии. По мнению Д. Б. Политова, стратегическое планирование целесообразно только в случае, если компания действует в условиях сложной и непостоянной внешней среды . Если среда менее подвижна, фирме достаточно использовать оперативные планы, в число которых входит и долгосрочный план.

Выбор между стратегическим и оперативным (долгосрочным) планированием зависит, прежде всего, от типа культуры, присущей конкретному предприятию. Стратегический тип культуры означает, что в специальном подразделении будет проводиться анализ и вырабатываться стратегические решения в виде вариантов стратегического плана. Среди них руководитель предприятия выберет наиболее привлекательный.

Оперативный тип культуры предполагает разработку плана отделом экономического планирования с детализацией по годам и формирование мероприятий по достижению этого плана другими подразделениями.

Таким образом, благодаря определению своего типа культуры компания решает проблему выбора методологии планирования: в первом случае базой является требования внешней среды, во втором случае - отчеты и прогнозы.

Если же компания принимает решение о применении стратегического планирования, то менеджеры должны сформировать и проанализировать альтернативные стратегии. В результате может быть принято неочевидное решение, которое, однако, в сложившихся обстоятельствах является самым лучшим для компании. Примером может служить принятие и реализация решения «Ижорских заводов», традиционно специализировавшихся на канатных экскаваторах, о выпуске тяжелых гидравлических экскаваторов, которые ранее не строились в России .

Пожалуй, самой главной проблемой стратегического планирования является формальное соблюдение процедур, предписываемых методологией разработки стратегического плана, что зачастую приводит к выхолащиванию содержания работы. В итоге стратегия сводится к копированию стратегии конкурента.

Для преодоления стремления менеджеров к излишней формализации необходимо наряду с количественными параметрами стратегических целей формировать еще и качественные показатели (как например, превращение семейной фирмы в лидера рынка или создание лучших в отрасли условий для работников). В данном случае целесообразно рассмотреть методологию стратегического маркетинга, предложенную Т. Нечаевой

Концепция стратегического маркетинга представляет собой механизм согласования интересов производителей и потребителей на протяжении длительного периода их взаимодействия. В данной концепции потребитель - это активный агент рынка с долгосрочной программой своей деятельности. Главной целью производителя является его дальнейшее развитие путем удовлетворения потребностей прочих экономических субъектов, заинтересованных в его деятельности .

В заключение, следует сказать, что правильной стратегия будет только в том случае, если она увязывает будущее с настоящим, если в ней есть осмысление целей и путей их достижения. При этом при разработке, выборе и реализации стратегии важен здравый смысл. Именно здравый смысл может сыграть бесценную роль, предотвратив принятие, казалось бы, очевидного, но неправильного стратегического решения.




С. М. Рахматуллина, В. И. Майданик Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)


Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 7. Направления: 12. Перспективы устойчивого и инновационного развития АПК 13. Управление и организация производства 22. Корпоративная экономика и управление, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Стратегическое планирование': 601