Современным инструментом управления развитием организации в условиях нарастающих изменений во внешней среде и связанной с этим неопределенности является методология стратегического управления.
Практика показывает, что те организации, которые осуществляют комплексное стратегическое планирование и управление, работают более успешно и получают прибыль значительно выше средней по отрасли. Многие руководители, имеющие опыт планирования, и просто энергичные люди не добиваются желаемого успеха из-за того, что распыляют свои силы, стремясь охватить как можно больше рынков, произвести как можно больше разнообразных продуктов и удовлетворить потребности различных групп клиентов. Для успеха же необходимы целенаправленная концентрация сил и правильно выбранная стратегия. Иными словами: кто лучше планирует свою стратегию, тот быстрее достигает успеха.
На российских предприятиях широкое распространение получила стратегия выживания, на зарубежных - завоевание лидерства нарынке.
На основании вышеизложенного рассмотрим цели, задачи и стратегии развития ФГУП «ПО Октябрь».
Стратегические направления деятельности предприятия:
соответствие системы менеджмента качества требованиям международных стандартов и национальных стандартов;
проведение маркетинговых исследований;
разработка и освоение конкурентоспособных производственных изделий;
снижение издержек производства;
внедрение новейших технологий и высокопроизводительного оборудования;
внедрение автоматизированных систем управления и проектирования, новых информационных технологий;
подготовка и повышение квалификации персонала;
На основании проведенного анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия можно сделать определенные выводы:
Выручка от реализации за 2009-2011 гг. имеет положительную динамику, однако себестоимость реализации товаров, работ и услуг также растет. Это привело к тому, что, несмотря на положительную динамику выручки от реализации продукции, прибыль от реализации в 2010 г. ниже 2009 г.
За период с 2009 по 2011 г. наблюдается отрицательная динамика рентабельности продукции, отвлеченные средства и чрезвычайные расходы предприятия привели к тому, что предприятие имеет минимальную чистую прибыль.
Проведя анализ платежеспособности предприятия с помощью коэффициентов ликвидности можно сделать вывод, что предприятие, как на начало, так и на конец отчетного периода не в состоянии оплатить даже 20-30% своих краткосрочных обязательств, 70-80% своих краткосрочных обязательств не прибегая к ликвидации запасов, а также не имеет необходимого кратного запаса прочности оборотных активов над краткосрочными долговыми обязательствами.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что предприятию следует задуматься о бедующем продвижении на рынок своей продукции, увеличении прибыли предприятия. Необходимо провести стратегический анализ рыночной ситуации, рассмотреть анализ воздействия факторов внешней среды предприятия, провести анализ сильных и слабых сторон в конкурентной борьбе, анализ макроокружения, разработать стратегию, определяющую уровень и характер инвестиций в каждое из стратегических хозяйственных подразделений предприятия. Также необходимо разработать конкурентную стратегию, стратегии функциональных сфер деятельности предприятия. Для успешной маркетинговой деятельности необходимо изменить организационную структуру ГМИАР, выделив ее в отдел маркетинга.
Для проведения анализа сильных и слабых сторон предприятия мы рассмотрим общую (портфельная) стратегию, которая включает 3 этапа: формирование общей стратегии предприятия; формирование конкурентной стратегии; определение функциональной стратегии.
Разработка общей стратегии решает две задачи:
определяет направление развития предприятия;
устанавливает роль каждого из стратегических хозяйственных подразделений в реализации стратегии и определяет способы распределения ресурсов между ними.
Конкурентная стратегия предприятия нацелена на достижение конкурентных преимуществ. Так как ФГУП «ПО «Октябрь» в своем составе имеет несколько видов бизнеса, для каждого из них разработаем свою конкурентную стратегию. Данная стратегия ориентирована на предоставление покупателям больше ценностей за их деньги. Это подразумевает стратегическую ориентацию на низкие издержки, одновременно предоставляя покупателю несколько больше, чем минимально приемлемые качества, обслуживание, характеристики и привлекательность товара. Нам необходимо разработать и внедрить дополнительные атрибуты товаров с меньшими затратами или предложить продукцию, отличную от аналогов конкурентов (по своим возможностям) по ценам, приемлемым покупателям.
Функциональные стратегии - это стратегии функциональных сфер деятельности предприятия.
Маркетинговая стратегия заключается в определении подходящих продуктов, услуг и рынков, которым они могут быть предложены, определяет наиболее эффективный состав комплекса маркетинга (исследований рынка, товарной и ценовой политики, каналов распределения и стимулирования сбыта).
Производственная стратегия сосредоточена на решениях о необходимых мощностях, размещении промышленного оборудования, основных элементах производственного процесса, регулировании заказов.
Разработка стратегии управления персоналом (кадровой стратегии) решает проблемы повышения привлекательности труда, мотивации, создания и поддержания на предприятии эффективной структуры персонала и т. п.
Финансовая стратегия акцентирует внимание на вопросах прогнозирования финансовых показателей стратегического плана, оценки инвестиционных проектов, планирования продаж, контроля и распределения финансовых ресурсов.
Для успешной маркетинговой деятельности необходимо изменить организационную структуру ГМИАР, выделив ее в отдел, отдел маркетинга.
В его составе выделим две группы:
аналитическая группа;
группа стимулирования и увеличения объемов продаж.
Образование отдела маркетинга приведет к изменениям организационной структуры ФГУП «ПО «Октябрь» «приложение Г». Подчинение отдела маркетинга заместителю генерального директора по производству считается не целесообразным. Предлагается, как временный вариант, подчинить отдел непосредственно генеральному директору. Однако, в дальнейшем, необходимо более глубокое изучение, анализ и совершенствование данной организационной структуры.
Подводя итог, можно сказать, что одним из основных результатов проектов по стратегическому планированию является разработка стратегии развития предприятия. Стержнем разрабатываемой стратегии является комплекс мер (программ), ориентированных на максимальное использование ключевых конкурентных преимуществ предприятия, выявленных на этапе стратегической диагностики. Формированию стратегии предшествует финансовая оценка стратегических альтернатив. На основе долгосрочной стратегии разрабатываются предложения по оптимизации системы управления портфелем выпускаемой продукции как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Реализация стратегии обусловливает необходимость проведения соответствующих организационных преобразований. При этом организационная структура выступает в качестве основного механизма распределения ресурсов и управления компанией для достижения стратегических целей задач.
С. А. Привалов Филиал Уральского государственного экономического университета (Каменск-Уральский)
Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 7. Направления: 12. Перспективы устойчивого и инновационного развития АПК 13. Управление и организация производства 22. Корпоративная экономика и управление, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 3157