В условиях кризиса многие предприятия малого бизнеса быстро теряют свою конкурентоспособность. Уменьшаются возможности кредитования, резко сокращаются объемы производства, увеличиваются задолженности перед поставщиками, покупательный спрос падает. Перед предприятиями встает вопрос: как выжить, что предпринять?
Одним из возможных ответов на этот вопрос, дающим эффективные результаты, может стать перманентный анализ затрат предприятия.
В качестве наиболее часто используемого приема анализа затрат применяется расшифровка переменных и постоянных затрат предприятия. Особое внимание уделяется наиболее емким статьям, таким как сырье, оплата труда, аренда, коммунальные услуги. Соотношение переменных и постоянных затрат должно быть оптимальным. Поиск такого оптимального соотношения зависит как от внешней конъюнктуры, так и от внутреннего положения дел и специфики деятельности предприятия и является важнейшей управленческой функцией руководства предприятия.
Каждая статья затрат должна постоянно - возможно, ежедневно - контролироваться. Оперативное реагирование, особенно для малых предприятий, зачастую является способом оптимизации ведения - и в некоторых случаях даже сохранения - бизнеса. Учет затрат должен являться основой для исследования возможных не оптимальных моментов в деятельности предприятия и поиска альтернативных путей его развития. После проведенного анализа составляется новая усовершенствованная смета расходов, соответствующая разработанному плану мероприятий, к которой прилагается график их выполнения.
Организация эффективного производства - это в большой мере умение принимать верные решения и быстро их воплощать. Кризис - в дополнение ко всем имеющимся у малого бизнеса проблемам - диктует жесткую необходимость обеспечения привлекательности для потребителя производимых товаров и услуг. В первую очередь это относится к качеству предлагаемых товаров и их ценовой доступности. Также все более значимым фактором с течением времени становится прозрачность для потребителя экономики услуг малого бизнеса.
Особо следует подчеркнуть, что доверительное и уважительное отношение к клиентам со стороны организации - это залог успешной работы, в чисто прагматическом виде - залог будущих контрактов. На предприятиях должен производиться систематический мониторинг потребительского спроса, он позволит сэкономить расходы и выпускать продукцию или предоставлять услуги, которые будут востребованы.
Учет и управление затратами - насущная необходимость, особенно во время кризиса и особенно для малых предприятий, которые сильно зависят от изменения экономической конъюнктуры. Управление должно осуществляться не после составления очередного отчета, а на постоянной основе. Возможно, для подобных предприятий было бы целесообразно в кризисный период реализовать эту функцию созданием специализированного учетного отдела, работники которого должны быть знакомы с экономико-математическими методами обработки экономических данных, например, такими, как эконометрические методы анализа экономической статистики. Это позволило бы оперативно рассматривать и анализировать актуальную и значимую экономическую информацию, что, несомненно, повысило бы эффективность принимаемых управленческих решений.
П. А. Пономарев, Е. В. Радковская Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)
Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 7. Направления: 12. Перспективы устойчивого и инновационного развития АПК 13. Управление и организация производства 22. Корпоративная экономика и управление, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 1221