СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Бизнес-инкубаторы как фактор повышения конкурентоспособности малых предприятий

В последнее время вопрос поддержки малого предпринимательства приобретает все большую актуальность. Одним из приоритетных способов решения этой задачи является создание бизнес-инкубаторов. Именно они являются одним из инструментов регионального содействия развитию экономики, направленным на эффективную поддержку только что созданных предприятий или предприятий, находящихся на начальной стадии.

В соответствии с законодательством РФ, бизнес-инкубатор - это организация, решающая задачи, ограниченные проблемами поддержки малых, вновь созданных предприятий и начинающих предпринимателей, которые хотят, но не имеют возможности начать свое дело, связанные с оказанием им помощи в создании жизнеспособных коммерчески выгодных продуктов и эффективных производств на базе их идей.

В целом бизнес-инкубатор можно обозначить как структуру, специализирующуюся на создании благоприятных условий для возникновения и эффективной деятельности малых инновационных (венчурных) фирм, реализующих оригинальные научно-технические идеи, что достигается путем предоставления этим фирмам материальных, информационных, консультационных и других необходимых услуг. Первые бизнес-инкубаторы появились еще в 1950-е годы в Великобритании. Однако наибольшее распространение инкубаторы бизнеса получили в США 1980-е годы.

Бизнес-инкубаторы могут создаваться как самостоятельные структуры, они решают задачи, стоящие перед местными властями по развитию малого бизнеса в регионе. Так же бизнес-инкубаторы могут входить в состав технопарков располагаются, как правило, на базе крупных вузов или научных центров.

Для любого бизнес-инкубатора выдвигаются следующие требования: наличие не менее 70 рабочих мест, оборудованных оргтехникой и мебелью; наличие для каждого рабочего места компьютера, принтера (индивидуального или коллективного доступа) и телефона с выходом на городскую линию и междугородную связь; наличие не менее одной оборудованной (мебель, доска и телефон) переговорной комнаты; наличие не менее одного оборудованного (мебель, доска, проектор и телефон) зала для проведения лекций, семинаров и других обучающих занятий; наличие интернет-канала для не менее 80% рабочих мест бизнес-инкубатора; наличие оргтехники для коллективного доступа: факс, копировальный аппарат, сканер, цветной принтер, телефонная мини-АТС.

Основные услуги, которые предоставляют бизнес-инкубатор, следующие: предоставление в аренду (субаренду) субъектам малого предпринимательства нежилых помещений бизнес-инкубатора, с льготными условиями; осуществление технической эксплуатации здания (части здания) бизнес-инкубатора; почтово-секретарские услуги; консультационные услуги по вопросам налогообложения, бухгалтерского учета, кредитования, правовой защиты и развития предприятия, бизнес-планирования, повышения квалификации и обучения, маркетинговым стратегиям; доступ к информационным базам данных; поиск инвесторов и посредничество в контактах с потенциальными деловыми партнерами; повышение образовательного уровня в рамках предпринимательской деятельности.

В России создано уже более ста бизнес-инкубаторов (лидером по количество бизнес-инкубаторов является Москва). По данным журнала Forbes за 2011 г. список пяти самых эффективных российских бизнес-инкубаторов, работающих при вузах или в тесном сотрудничестве с ними таков: бизнес-инкубатор Академии народного хозяйства (создан в 2010 г.); бизнес-инкубатор ГУ-ВШЭ (2006); инкубатор «Ингрия» (2008, Санкт-Петербург); бизнес-инкубатор МГУ (2004); инкубатор РЭУ им. Плеханова (2009).

Сегодня бизнес инкубаторы сталкиваются с различными проблемами. Основная из них - самоокупаемость. Для того чтобы предоставлять начинающим предпринимателям помещения на льготной основе, организация должна либо иметь дотации, либо быть самоокупаемой, например, часть помещений сдавать по рыночной стоимости.

Есть и другая проблема. Нехватка свободных помещений, которые находятся в областной собственности и могли бы быть использованы для создания бизнес-инкубаторов. Это означает, что такие объекты необходимо строить, а значит, надо решать вопросы землеотвода и финансирования строительства.

Экономический кризис заставил предпринимателей оптимизировать свои расходы. Что стало причиной того, что все больше и больше предпринимателей обращается в бизнес-инкубаторы с просьбами о помощи. Это связано с тем, что бизнес-инкубаторы имеют наиболее привлекательный параметр «цена/перечень услуг и возможностей» для субъектов малого предпринимательства, к тому же условия для заезда в бизнес-инкубаторы не менялись несмотря на кризис.

Кроме того перед разработчиками системы бизнес-инкубаторов встают следующие проблемы. Непроработанность нормативно-правовой базы, недостаточность инвестиций, низкая обеспеченность необходимой сетью коммуникаций. Главное отличие бизнес-инкубатора от любой другой формы поддержки инновационной деятельности - это люди, которые выполняют наставнические функции, функции партнеров по развитию, учителей бизнеса. В этом плане в России наблюдается острый дефицит.

В регионе и стране прогнозируется рост числа новых бизнес-инкубаторов, особенно в небольших городах. Для этого есть многое - опыт, заинтересованность предпринимателей и местных властей, политическая поддержка на федеральном уровне. Но пока российские бизнес-инкубаторы не являются сильным источником инноваций.

В настоящее время инновационная деятельность рассматривается как важнейший ресурс производственно-технологического и социального развития Российской федерации, обязательное условие сохранения и инструмент мобилизации ее научно-технического потенциала для решения проблем региона. Для достижения результата стране нужно опираться на мировой опыт. Стремительное развитие и бурный рост числа бизнес-инкубаторов во многих странах мира доказывает эффективность использования этой модели для решения целого ряда задач, среди которых можно выделить следующие: оздоровление экономической активности регионов, развитие внутренних рынков, диверсификация регионов; рост числа малых предприятий, повышение их жизнеспособности, а следовательно расширение налогооблагаемой базы регионов и государств; наиболее полное использование ресурсов регионов, включая трудовые, производственные, технологические, природные и пр.; повышение инновационной активности бизнеса в целом, внедрение новых технологий и ноу-хау; создание и укрепление связей между малым бизнесом и другими секторами экономики (крупный бизнес, государственный, финансовый сектор и пр.), а также межрегиональных и международных связей, способствующих укреплению экономических систем; обеспечение населения товарами и услугами потребительского спроса; рост занятости и уровня жизни населения.

В заключение хочется сказать, что в России нужны бизнес-инкубаторы с упором не на доступные арендные площади и консультирование по бухгалтерскому учету (как это обстоит в действительсти), а на сеть контактов инкубатора, постоянные мероприятия, знакомства с инвесторами.




А. В. Кузьминых Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)


Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 7. Направления: 12. Перспективы устойчивого и инновационного развития АПК 13. Управление и организация производства 22. Корпоративная экономика и управление, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Изобретательство и инновации': 74