Д. Джонс и др. (2007) считают, что корпоративная стратегия описывает общее направление роста предприятия, развития его производственносбытовой деятельности. Она показывает, как управлять различными видами бизнеса, чтобы сбалансировать портфель товаров и услуг
По мнению Е. П. Жарковской (2008) корпоративная стратегия банка - представляет собой определенную, обобщенную модель долгосрочных действий в отношениях менеджмента, акционеров и других заинтересованных сторон, которую ему необходимо осуществить для достижения поставленных целей в рамках общей стратегии финансово-кредитного учреждения посредством оптимального использования имеющихся ресурсов.
Открытое акционерное общество «Акционерный коммерческий банк содействия коммерции и бизнесу», является кредитной организацией, зарегистрированной ЦБ РФ 20 апреля 1992 г., регистрационный номер 705. «СКБ-банк» крупнейший региональный банк в Свердловской области.
Миссия организации - банк призван предоставлять широкий спектр стандартизированных и высокотехнологичных банковских услуг и продуктов клиентам на всей территории Российской Федерации.
Основные направления деятельности являются:
а) розничный бизнес: привлечение денежных средств физических лиц на срочные депозиты, открытие и ведение текущих счетов физических лиц, выпуск банковских и зарплатных карт, валютно-обменные операции и др.;
б) корпоративный бизнес: кредитные программы для корпоративных клиентов, лизинг, факторинговые операции, привлечение депозитов юридических лиц, зарплатные проекты и корпоративные банковские карты, гарантии и аккредитивы, расчетно-кассовое обслуживание и др.;
в) операции на финансовых рынках: вложения в государственные ценные бумаги на принципах портфельных инвестиций, конверсионные операции на рынке Forex, и др.
На протяжении 2010 г. сохранилась положительная динамика роста основных показателей ОАО «СКБ-банк». Он уверенно обеспечил рост своей доли депозитов на финансовом рынке с 8,6% на 1 января 2009 г. до 10,8% на 1 января 2011 г. Величина собственных средств на 1 января 2011 г. составила 8,35 млрд р. Рентабельность капитала достигла 7,5%, рентабельность активов - 1,0%. Величина привлеченных средств банка за 2010 г. увеличилась на 23,78 млрд р. или в 1,5 раза. Их объем на 1 января 2011 г. составил 76,95 млрд р. С 2009 по 2010 г. объем срочных вкладов населения увеличился на 9,21 млрд р. и превысил отметку 32,4 млрд р.
Обоснование корпоративной стратегии банка осуществлялось с использованием - SWOT-анализа (табл. 1).
Параметр S1. «СКБ-банк» имеет опыт по массовому обслуживанию клиентов. В будущем это будет иметь сильное влияние на деятельности организации. Однако в перспективе крупные банки-конкуренты также смогут качественно и эффективно обслуживать клиентов, что несколько снизить значение данного параметра для банка.
Параметр S2. С развитием банковского рынка в РФ значимость профессионализма возрастает. Это относится ко всем сферам деятельности банка, в том числе к кредитованию и работе на рынке ценных бумаг.
Параметр S3. Хороший кредитный рейтинг в настоящем не имеет большого значения с точки зрения клиентов, в частности в силу малой распространенности этой информации. Со временем, с повышением финансовой грамотности населения, влияние этой информации возрастет.
Таблица 1
SWOT-анализ (на примере ОАО «СКБ-банк»)
Преимущества (Strengths) Недостатки (Weaknesses)
- Работа с клиентами: опыт массового обслуживания клиентов, обширная клиентская база;
- Персонал: высокий профессиональный уровень сотрудников, хороша развитая корпоративная структура;
- Репутация банка: кредитный рейтинг инвестиционного уровня, хорошая репутация банка W1 - Управление: консерватизм системы и управления;
W2 - Организационная структура: масштабность, громоздкость структуры. W3 - Невозможность принимать оперативные решения в филиалах;
W4 - Кадровая политика: текучесть кадров в низшем звене
Возможности (Opportunities) Угрозы (Treatments)
- Кредитование физических лиц: расширение рынка потребительских кредитов;
- Кредитование юридических лиц: рост инвестиционной активности предприятий;
- Рынок ценных бумаг: перспективы работы на расширяющимся рынке ценных бумаг T1 - Региональные банки: развитие региональных банков;
T2 - Риски: высокие темпы ростов объемов кредитования;
T3 - Экономический кризис: высокая вероятность появления кризиса за рубежом, что может негативно повлиять на российскую экономику
Параметр W1. Консерватизм и бюрократизация банковского обслуживания имеет относительно низкое влияние. Но в перспективе этот параметр может существенно снизить конкурентоспособность банка в силу развития конкурентов, у которых этот параметр меньше выражен.
Параметр W2. Организационная структура банка будет совершенствоваться, что приведет к усложнению внутренних взаимодействий и снижению мобильности.
Параметр W3. Текучесть кадров может привести к ее нехватке.
Параметр O1. Кредитование является одним из основополагающих видов банковской деятельности, расширение данного рынка, на фоне относительного роста финансовой обеспеченности населения, ведет к росту прибыльной деятельности организации.
Параметр O2. Инвестиционное кредитование предприятий с учетом его сроков раскрывает широкие возможности в основном в перспективе.
Параметр O3. Развивающийся рынок ценных бумаг будет иметь особое значение для деятельности банка в перспективе
Параметр T1. Развитие региональных банков в настоящее время не представляет собой большой угрозы для «СКБ-банка». В будущем достаточно высокие темпы развития данного сегмента, включение ряда банков в национальные рейтинги, приведет к усилению регионального сегмента.
Параметр T2. Большой объем кредитования населения на длительный срок при нестабильной внутренней и внешней политической и экономической ситуации обуславливает рост риска данной операции.
Параметр T3. Интеграция российской банковской системы в мировую экономику повышает значение влияния возможного кризиса на отечественную экономику.
На основе проведенного SWOT-анализа разработаны основные стратегии, которые в совокупности могут представлять часть корпоративной стратегии в табл. 2.
Таблица 2
Стратегии, разработанные на основе данных SWOT-анализа
SO1: S1 S2 O1 O2 - Расширение масштабов работы с частными лицами и корпоративными клиентами, проведение инновационных решений в данной области, ориентация на мировой опыт работы в данном секторе WO1: W2 O1 O2 - Повышение свободы принятия решений на местах в части кредитования физических лиц, индивидуальных предпринимателей, малого бизнеса. С этой целью целесообразно использовать информационную базу Сбербанка
SO2: S2 S3 O2 O3 - Увеличение величины операций на РЦБ, разработка и осуществление инвестиционных проектов WO2: W1 W3 - Снижение требований к операционно-кассовым работникам, предоставление возможности карьерного роста, в частности, при работе на РЦБ
ST1: S1 S2 T1 T2 - Снижение рискованности операций путем использования в работе обширной информационной базы по клиентам, а также опыта сотрудников при оценках их финансового состояния WT1: W1 W2 T2 - Совершенствование системы управления, ее динамичности и гибкости, сохраняя при этом возможность снижения рисков за счета масштабных ресурсов
ST2: S1 S3 T1 - Использование преимуществ по отношению к региональным конкурентам: опыт работы и высокая репутация WT2: W3 T1 - Повышения зарплаты и улучшения социального обеспечения работников, привлечение профессиональных кадров
Таким образом, проведенный анализ позволил предложить мероприятия по совершенствованию корпоративной стратегии банка.
А. С. Калинина, М. И. Лукиных Филиал Уральского государственного экономического университета (Березники)
Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 7. Направления: 12. Перспективы устойчивого и инновационного развития АПК 13. Управление и организация производства 22. Корпоративная экономика и управление, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 5564