Стратегическое планирование - это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения, выбора специфических стратегий развития, определения необходимых ресурсов и их распределение с целью обеспечения эффективной работы предприятия в будущем. Его задача заключается в обеспечении нововведений и организационных изменений для адекватной и гибкой реакции на изменения внешней среды.
Стратегическое планирование является инструментом, с помощью которого формируется система целей функционирования предприятия и объединяются усилия всего коллектива предприятия по ее достижению.
Стратегическое планирование представляет собой набор процедур и решений, с помощью которых разрабатывается стратегия предприятия, обеспечивающая достижение целей функционирования предприятия. Логика этого определения такова: деятельность аппарата управления и принимаемые на ее основе решения формируют стратегию функционирования предприятия, которая позволяет фирме достичь своих целей.
Стратегическое планирование, с одной стороны, ставит целью комплексное обоснование проблем, с которыми может столкнуться фирма в предстоящем периоде, и на этой основе разработать показатели развития фирмы. С другой - оно является вершиной системы планов фирмы, которая включает, кроме стратегического плана, планы текущей деятельности (тактические планы), оперативные планы, планы развития организации.
Сущность стратегического планирования заключается в четком усвоении целей организации и дальнейшей разработке форм и методов по их реализации. Любое стратегическое планирование неизбежно предусматривает получение четкого ответа, по крайней мере, на три основных вопроса, характеризующих функцию планирования. В торговой сфере данные вопросы сводятся к следующим:
на каком уровне потребительского рынка находиться предприятие в настоящее время?
что необходимо сделать для более эффективной реализации товаров и услуг?
как осуществить поставленную цель?
Для этого необходимо располагать исчерпывающей информацией в области финансов, маркетинга, реализации товаров и оказываемых услуг, научных исследований и разработок, трудовых ресурсов и т. д.
Стратегическое планирование организации торговли - вид плановой работы, состоящей в разработке стратегических планов, предусматривающих выдвижение таких целей и стратегий развития организации, реализация которых обеспечивает ее эффективное функционирование в долгосрочной перспективе, быструю адаптацию к изменяющимся условиям внешней среды, способствует эффективной реализации товаров и услуг.
Стратегическое планирование само по себе не гарантирует успеха, и организация, создающая стратегические планы, может потерпеть неудачу из-за ошибок в организации, мотивации и контроле. Тем не менее, формальное планирование может создать ряд существенных благоприятных факторов для организации деятельности предприятия. Знание того, что организация может достичь, помогает выбрать наиболее подходящие пути достижения целей .
В условиях рынка организацией торговли в рамках стратегического планирования должны решаться следующие основные задачи:
обеспечение подготовки к борьбе со стороны потенциальных и реальных конкурентов, внешней среды в целом, условий для быстрого реагирования на изменение конъюнктуры;
определение того, какие новые направления нужно развивать, а какие старые - ликвидировать, как адаптировать деятельность организации к изменяющимся условиям и как извлечь выгоды из новых возможностей;
создание основ контроля и координации подразделений;
повышение активности менеджеров и специалистов в поиске и выявлении новых коммерческих и технологических возможностей организации;
постоянное уточнение видения будущего, корректировка существующих целей и реализуемых стратегий .
М. А. Деева, С. Н. Лыкасова Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)
Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 7. Направления: 12. Перспективы устойчивого и инновационного развития АПК 13. Управление и организация производства 22. Корпоративная экономика и управление, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 4397