Стратегический план развития: исходные данные и основания разработки стратегии
Стратегический план развития: исходные данные и основания разработки стратегии
Управленческая стратегия - это основанная на прогнозе общая концепция того, как достигаются главные цели фирмы, решаются стоящие перед ней проблемы и распределяются необходимые для этого ограниченные ресурсы, дополненная программой реальных действий, направленных на приобретение конкурентных преимуществ, достижение победы в конкурентной борьбе, получила название.
Сессия стратегического планирования по технологии участия- это сессионная форма разработки стратегии, которая позволяет подготовить варианты для проекта стратегии с учетом опыта и идей ключевых сотрудников компании и привлеченных экспертов. Данный способ разработки сессии отличается фокусностью, минимальными организационными издержками, сжатым временем на подготовку и проведение, наличием формата для представления результатов.
Задача стратегии состоит в создании фирме конкурентного преимущества, устранении негативного эффекта нестабильности окружающей сред, обеспечения доходности, уравновешивании внешних требований и внутренних возможностей.
Способность компании проводить самостоятельную стратегию во всех областях делает ее более гибкой, устойчивой, позволяет адаптироваться к требованиям времени и обстоятельствам.
Стратегия формируется под воздействием внутренней и внешней среды, постоянно развивается, так как всегда возникает что-то новое, на что нужно реагировать. Часто при разработке стратегии возникают вопросы, как и что может являться ее основой, исходными пунктами. При сессионной форме разработки стратегии ( Сессия стратегического планирования по технологии участия) эффективным является подготовка участниками докладов о бизнес ситуации, которая сформировалась для данного предприятия. Такие доклады служат двойной цели. Во-первых, данные о фактах, цифрах, показателях не дают в дальнейшем уйти участникам в область чистой фантазии. Во-вторых, наполненные фактологией и объективной информацией сообщения, в противоположность докладов-умозаключений, стимулируют творческий поиск участников сессии.
Примерные темы, разделы для докладов о ситуации в отрасли и компании
1. Вопросы, связанные с заказчиками, конкурентами, деловыми партнерами, поставщиками
Абсолютные показатели
Объем рынка в целом, по регионам, по продуктам
Сумма договоров, авансированных в данном месяце
Число заключенных долгосрочных контрактов, в т.ч. с … на сумму …
Сумма добавленной стоимости при переговорах с заказчиком
Число предложений для заказчика, в т.ч. по продукту, по оплате, по др. условиям, комплексных, для удовлетворения его потребностей, увеличения продаж
Число новых аргументированных идей (предложений) по выходу на новый рынок покупателей …, по освоению новой подукции …
Количество дней просрочки исполнения контрактов
Время ответа на запрос потенциального заказчика по стандартной продукции
Число рекламаций
Относительные показатели
Процент роста объема рынка в целом, по сегментам
Процент продаж по новым продуктам
Рейтинг обслуживания - отражает качество обслуживание + «удержание» «старых» клиентов
Коммерческое мастерство: отношение встреч и продаж, звонков и заказов и т.д.
Качество работы с претензиями
Достаточность по кол-ву заказчиков
2. Вопросы, связанные с экономикой бизнеса и финансовым положением
Абсолютные показатели
Чистый объем реализации NS (Net Sales) со скидкой диллеру без учета НДС, налогов с оборота и налогов с продаж
Чистый объем реализации через дистрибьютор - ССК
Чистый объем реализации по основной продукции ОАО МЗ "УКТ"
Реализация по проекту
Реализация по проекту "Освидетельствование и ремонт криогенной техники"
Реализация услуг по аренде
Релизация по проекту "Оборудование для маслоочистки»
Релизация по проекту "Услуги на рынке криогенного оборудования"
План по первичному (маржинальный) доходу
Постоянные затраты
EBIT Прибыль до налогообложения (стр.050+060-070+080+090-100+120-130)
Абсолютное изменение дебиторской задолженности
Относительные показатели 1. "Управленческий учет"
Процент выполнения плана по объему продаж
Процент выполнения плана по первичному доходу
Процент выполнения плана по постоянным затратам
Процент роста реализации
Процент роста первичного дохода
Процент от первичного дохода
Оборачиваемость средств по готовой продукции
Относительное изменение дебиторской задолженности
Выполнение норматива по запасам готовой продукции
Выполнение норматива по запасам материалов
Относительные показатели 2 "По доходам" Метод "Дюпон"
ROE (Return on Equity) - (доход на акционерный капитал)
Финансовая устойчивость. Соотношение заемных и собственных средств
Вопросы, связанные с внутренними процессами, проектами
Абсолютные показатели
Количество и Направления выполняемых в компании проектов
Число сотрудникв, вовлеченных так или иначе в проектную деятельность
Количество и наименование формально закрепленных бизнес процессов (инструкции, диаграммы и др.)
Число сотрудников, работающих по бизнес-процессам
Относительные показатели
Выполнение производственного графика по подразделениям
Энергоемкость продукции по выпуску
Выполнение норматива по потреблению тепловой энергии
Вопросы, связанные организацией, сотрудниками, потенциальными сотрудниками
Абсолютные показатели
Выработка, продажи на одного сотрудника (план, факт)
Количество сотрудников по подразделениям, регионам, направлениям, продуктам и т.п.
Количество сотрудников проработавших 1, 3, 5 и более лет
Относительные показатели
Производительность труда по реализации
Текучесть кадров
Норма управляемости
К любой стратегии предъявляются следующие требования:
реальность, предполагающая ее соответствие ситуации, целям технологическому и экономическому потенциалу фирмы, опыту и навыкам работников и менеджеров, культуре, существующей системе управления;
логичность, внутренняя целостность, непротиворечивость отдельных элементов, поддержка ими друг друга, порождая синергетический эффект;
этичность, нравственность;
совместимость со средой, обеспечивающая возможность взаимодействия с ней (стратегия находится под влиянием изменений в окружении фирмы и сама может формировать эти изменения);
оправданная рискованность;
направленность на формирование конкурентных преимуществ, достижение успеха;
учет интересов общества в целом, местных властей, акционеров, деловых партнеров, персонала, особенности отрасли и позиций фирмы в ней;
альтернативность (стратегия выбирается из нескольких вариантов) .
Стратегия тесно связанна с такими характеристиками фирмы как ее структура, система управления, персонал. Она позволяет сосредоточиться на главных проблемах и отбросить второстепенные; определить и скоординировать действия по реализации миссии и основных целей фирмы.