В настоящее время нормы и правила корпоративного управления в России начинают только складываться, в связи с чем вопросы, связанные с данной сферой особо актуальны для исследования: это прежде всего проблемы формирования корпоративной социальной ответственности бизнеса, транспарентности компании, а также так называемая «агентская» проблема. В рамках нашего исследования была проанализирована последняя из указанных проблем и перспективы разработки меры по ее разрешению.
С начала XX века происходит становление агентской теории корпоративного управления (теория «принципала-агента»), которая говорит о том, происходит факт отделения функций управляющих от функций собственников в компаниях с распыленной структурой акционерного капитала, а следовательно и расхождение интересов между данными группами лиц . В результате разделения функций собственника и управляющего возникает информационная асимметрия: ситуация, при которой управляющие предприятием лучше инвесторов информированы о положении дел в компании.
Агентские издержки, возникающие по причине конфликта интересов агентов и принципалов, состоят из издержек на получение информации, мониторинга, самоограничения и расхождения, а также из ряда многих других трансакционных издержек. К тому же оппортунистическое поведение менеджмента является здесь немаловажным фактором, который крайне негативно влияет на деятельность компании в целом и на корпоративное управление в частности. Измерить весь объем ущерба - сложная задача, и если величину прямых агентских издержек еще можно оценить с помощью экономического инструментария, то косвенные издержки отследить крайне сложно (например, потерянные вложения и влияние на дальнейший имидж компании, инвестиционная привлекательность).
Таким образом, издержки, понесенные ввиду развития агентской проблемы, наносят огромнейший ущерб деятельности организации, а также могут замедлять развитие целой отрасли в экономике, поэтому, важно научиться контролировать их величину.
Как показывает опыт, общепринятая структура корпоративного управления не в состоянии самостоятельно решить агентскую проблему в корпорации . Необходима поддержка в виде нормативно-правовых актов, которые бы обеспечивали защиту прав инвесторов в корпоративных взаимоотношениях, таким образом, сформируется механизм корпоративного управления, при котором будет происходить раскрытие информации о результатах деятельности корпорации и ограничится оппортунизм со стороны менеджмента.
Кроме того, положительно повлияют введение следующих механизмов (как внутренних, так и внешних):
преобладание крупного акционера;
участие менеджеров в акционерном капитале;
постоянный контроль Совета директоров корпорации, кредиторов;
должна быть значительная доля долгового финансирования в структуре капитала корпорации;
заключение «стимулирующего» контракта с топ-менеджментом;
при развитом фондовом рынке необходим внешний контроль через непосредственно корпоративный контроль, рынки труда и капитала.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что одной из ключевых проблем, с которыми сталкиваются корпорации, является конфликт интересов принципала и агента, последствия которого наносят большой урон деятельности корпорации. При правильной политике руководства компании данные последствия, в том числе агентские издержки, можно сократить, следует регулярно анализировать и контролировать деятельность организации и грамотно внедрять механизмы, предотвращающие опасность краха компании.
Ю. Р. Акова, Д. А. Адам Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)
Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 7. Направления: 12. Перспективы устойчивого и инновационного развития АПК 13. Управление и организация производства 22. Корпоративная экономика и управление, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 2134