Рыночные цели организации не могут быть достигнуты, если продукция не будет пользоваться спросом. Следовательно, вопросы, связанные с обеспечением качества, не могут быть рассмотрены отдельно от экономической деятельности предприятия. С развитием конкуренции производителей появляется необходимость тесного согласования затрат на качество с итоговыми результатами производственной деятельности, уровнем качества изделий, объемом продаж, прибылью позволит результативнее управлять предприятием и добиться более высокой прибыли.
В силу сложившихся условий на отечественных предприятиях проблеме оценки и учета затрат на качество не уделялось должного внимания. С переходом к рыночным отношениям информация о затратах на качество может играть одну из заметных ролей и не только в принятии решений в области управления качеством, так же особо важное значение приобретает ее учет и анализ. Необходимо точно измерять затраты на обнаружение дефектов, а также стоимость корректирующих действий. Экономия на затратах, связанных с качеством, способна положительно влиять на прибыль. Структура затрат на качество представлена на рис. 1.
аты на качество
Затраты на достижение соответствия по качеству (инвестиции)
Затраты, связанные с несоответствием по качеству (потери от дефектов)
Г
| Затраты на предупреждение дефектов
Затраты на контроль и оценку качества
Внутренние потери от дефектов
Внешние потери от дефектов
Рис. 1. Структура затрат на качество
Типовая модель затрат на отдельный производственный процесс складывается из следующих элементов (рис. 2): затраты на труд; затраты на средства труда (например, на организационную и технологическую оснастку); затраты на материалы; затраты на создание условий труда.
Подразаегж-ьне - пело гни те пь Педразавпеьме -
Зил прсцесеа
Основные &нцы работ ЗслрдтЪ! на едотетстеме- npqqeoCP Затраты вс ne&cm прец <и нессотевтсте« я есо» Частота претензий QT
потребителей
Эпенвиты : пират Формула расчета Элементы затрат Фррмулв расчета
Затраты на тр гй
dZ Затраты на об эрудование
Затраты на мз гериалы
с < Зэтраты на с с здание условий труда >
Рис. 2. Модель затрат на отдельный производственный процесс2
При построении модели каждый элемент относят либо к группе затрат на соответствие (удовлетворительное функционирование процесса), либо к группе затрат на несоответствия (избыточным затратам из-за различных видов потерь). Таким образом можно отдельно подсчитать суммарные затраты на соответствие данного процесса и суммарные затраты вследствие несоответствия процесса. Разделение затрат на группы облегчает последующий анализ отчетов по затратам.
На рис. 3 показано, какого рода затраты на качество возникают на производственной линии по изготовлению подушек с антиаллергенным наполнителем. Поскольку такое распределение затрат не является оптимальным, необходимо уменьшать затраты на исправление за счет внедрения новых методов предупреждения брака.
Рис. 3. Распределение затрат на управление качеством
Для рассматриваемого нами процесса производства подушек можно провести следующее внедрение - изменение в конструкции весов виде датчика, который подавал бы звуковой сигнал при выходе веса подушки за пределы допуска. Таким способом можно не только предупредить ошибку (передачу дефектной продукции на упаковку), но и сократить время операции (рабочий не отвлекается на циферблат и не сверяется с нормативом) и упростить процесс контроля. Распределение затрат на качество при этом изменится так, как показано на рис. 4.
Рис. 4. Распределение затрат после внедрения нововведений
Таким образом, анализ затрат на качество может служить основой для внедрения инициатив, способствующих их сокращению. Большинству компаний даже на начальном этапе реализации программы анализа этой категории затрат удается выявить многие возможности для совершенствования своей деятельности. Управление затратами, связанными с качеством, означает использование выявленных возможностей, которые обернутся не только повышением качества продукции, но улучшением финансового состояния и репутации компании.
Анализ потребительского рынка и оценка качества джемов
Потребительские свойства пищевых продуктов зависят от содержания и соотношения химических веществ, входящих в их состав. Плоды, ягоды, овощи за счет высокой пищевой ценности должны быть обязательной составляющей ежедневного рациона человека. Джем - один из видов пищевых продуктов, который позволяет исключить сезонность употребления отдельных видов плодов и ягод.
Джемы - продукты переработки плодов и ягод и соответственно характеризуются химическими элементами и пищевой ценностью используемого сырья. Химический состав джема характеризуется содержанием углеводов, пищевых волокон, органических кислот, пектиновых веществ, минеральных веществ и витаминов и других веществ.
В настоящее время потребителю предлагается достаточно полный и глубокий ассортимент джемов, направленный на удовлетворение разнообразных потребностей и в отношении вида плодов и ягод, и консистенции, и производителя, а также других характеристик. Кроме того, появляются новые наименования джема, на рынок выходят со своей продукцией новые изготовители.
В связи с этим возникает вопрос о соответствии качества реализуемых джемов техническим требованиям.
На кафедре товароведения и экспертизы была проведена сравнительная оценка качества абрикосового джема различных изготовителей торговых марок: «САВА», «Верес» (Украина), «Bonne maman» (Франция), «Премьер» и «Ратибор».
В ходе оценки качества исследуемых образцов по показателям полнота информации, указанной на маркировке, масса-нетто, органолептическим и физико-химическим показателям получены следующие результаты:
По маркировке все образцы соответствуют требованиям ГОСТ Р 51074-2003.
По органолептическим показателям образцы торговых марок «Bonne maman» (Франция), «Премьер» полностью соответствуют требованиям ГОСТ Р 52817-2007, джемы торговых марок «Ратибор» и «Верес» обладают кисловатым запахом, кроме того джем «Ратибор» имеет коричневый цвет не свойственный джему из свежих плодов, а джем торговой марки «Сава» имеет несоответствие по внешнему виду - отделение воды.
По физико-химическим показателям все образцы джема соответствуют требованиям стандарта за исключением джема торговой марки
«Сава», у которого выявлено несоответствие по показателю «содержание сухих веществ» - значение находится ниже установленного минимально - го значения в 60%.
По массе-нетто все образцы джема соответствуют заявленной на маркировке, имеющиеся отрицательные отклонения находятся в пределах, установленных в качестве допустимых ГОСТ 8.579-2002.
Результаты оценки качества указывают на соответствие требованиям к качеству из пяти исследуемых двух образцов абрикосового джема торговых марок «Bonne maman» ANDROS B.P. (Франция) и «Премьер»
ООО «ПК МЕГА-СОУС», Россия.
И. В. Подрезова, Е. Н. Шарафутдинова
Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)
Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 6. Направления: 10. Современный потребительский рынок и сфера услуг 15. Товароведение. Технология питания и процессы пищевых производств, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 1197