Товарный знак является объектом нематериальных активов. Правила формирования в бухгалтерском учете информации о нематериальных активах коммерческих организаций (кроме кредитных) устанавливает ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов».
Товарный знак принимается к учету по фактической стоимости, которая складывается не только из затрат на его приобретение или создание, но и из расходов, связанных с обеспечением условий использования такого объекта в запланированных целях.
Так, в первоначальную стоимость будут включены: суммы, уплачиваемые правообладателю (продавцу) в соответствии с договором об отчуждении исключительного права на средство индивидуализации;
невозмещаемые суммы налогов, государственных, патентных и иных пошлин, уплачиваемых в связи с приобретением актива;
суммы, уплачиваемые за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением;
заработная плата работников и начисления на социальные нужды; иные расходы, непосредственно связанные с приобретением и обеспечением условий для использования актива в запланированных целях.
Отметим, что российские стандарты бухгалтерского учета не дают определения активного рынка.
Однако такое понятие предусмотрено стандартом МСФО IAS 38 «Нематериальные активы», согласно которому активный рынок - это рынок, на котором одновременно выполняются три условия:
обращающиеся на рынке товары являются аналогичными; желающих совершить сделку покупателей и продавцов обычно можно найти в любое время;
информация о ценах является публичной.
Кроме того, IAS 38 предусматривает, что в отношении товарных знаков никакого активного рынка быть не может. Следовательно, проведение переоценки товарных знаков не представляется возможным в силу отсутствия активного рынка таких НМА.
Стоимость товарного знака включают в расходы путем начисления амортизации, начиная со следующего месяца, после начала его использования.
Исключительное право на товарный знак действует в течение 10 лет со дня подачи заявки на государственную регистрацию (п. 1 ст. 1491 ГК РФ). Впоследствии срок действия регистрации может быть продлен еще на 10 лет, причем продлевать его можно неограниченное количество раз.
Таким образом, понятие «товарный знак» сегодня прочно вошло в оборот и стало неотъемлемой частью предпринимательской деятельности. Именно товарный знак делает товары и услуги узнаваемыми, стимулирует интерес к ним среди потребителей, а значит, и увеличивает доходы предпринимателей.
О. В. Зензина, Н. С. Нечеухина
Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)
Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 6. Направления: 10. Современный потребительский рынок и сфера услуг 15. Товароведение. Технология питания и процессы пищевых производств, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 2555