СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Инновации и качество продукции как факторы повышения конкурентоспособности предприятия

Конечная цель всякой фирмы - победа в конкурентной борьбе. Конкурентоспособность предприятия - это его возможности, потенциал, а также динамичность приспособления к рыночным отношениям.

Термин «конкуренция» в экономической литературе имеет различные трактовки. А. Смит рассматривал конкуренцию как поведенческую категорию, когда индивидуальные продавцы и покупатели соперничают на рынке за более выгодные продажи и покупки соответственно. Ф. Найт определял конкуренцию как ситуацию, в которой конкурирующих единиц много и они недвижимы. Й. Шумпетер утверждал, что, по крайней мере, с точки зрения экономического роста конкуренция представляет собой соперничество старого с новым.

С точки зрения рыночной структуры, конкуренция - ряд условий, которые ставят фирму в положение «принимающего цену» (price-taker). В этом смысле конкуренцию можно определять как тип рынка, противоположного монополистической структуре.

В то же время конкуренцию можно определить с помощью ассоциации со словом «конкурировать» (соревноваться, соперничать) как тип поведения фирм - соперников на данном рынке.

В современных условиях в России происходит усиление конкуренции, вследствие чего руководители предприятий находятся в постоянном поиске новых (адекватных условиям конкуренции) инструментов управления предприятиями и рычагов повышения конкурентоспособности.

Опыт последних лет подсказывает, что далеко не все отечественные предприятия готовы к ведению конкурентной борьбы. Многие, даже обладая конкурентоспособной продукцией, из-за отсутствия практики использования всего комплекса маркетинга, не могут реализовать это преимущество.

Основные элементы конкурентоспособности предприятия: качество продукции и услуг, стратегия маркетинга и сбыта, квалификация персонала, технологический уровень производства, финансовое состояние.

Повышение конкурентоспособности предприятия - это в первую очередь понимание нужд потребительского рынка и перспектив его развития; знание возможностей конкурентов, анализ тенденций развития окружающей среды; способность создать товар с такими качествами, чтобы потребитель предпочел его, а не товар конкурента. В условиях конкурентной борьбы цены на рынке определяются спросом, и любое изменение желания потребителя данного вида товара или услуги сразу же сообщается производителю путем изменения цены на товар.

Одним из главных показателей повышения конкурентоспособности предприятия является улучшение качества продукции. В широком понимании качеством продукции называется совокупность свойств товара или услуги удовлетворять потребности, соответствующие ее назначению. При этом повышение уровня качества продукции диктует повышение спроса на нее и увеличение суммы прибыли не только за счет объема продаж, но также за счет повышения цены на товар более высокого качества. Индивидуальные показатели товаров или услуг: полезность, надежность, технологичность, эстетичность.

К обобщающим показателям качества продукции относятся: удельный вес нового товара (услуги) в выпуске; удельный вес товара высшего качества; средневзвешенный балл продукции; коэффициент сортности;

удельный вес продукции, прошедшей сертификацию; удельный вес продукции, оцененной в соответствии с мировыми стандартами качества;

удельный вес экспорта (в том числе в страны с высокими показателями развития промышленности и экономики), удельный вес продукции, прошедшей аттестацию (и отдельно - не прошедшей аттестацию).

Кроме того, качество продукции может описываться косвенными показателями, к которым относятся штрафы, объемы забракованной продукции, удельный вес продукции с претензиями на ее качество, а также потери от забракованной продукции.

Повышение качества продукции - процесс, ориентированный на наиболее полное удовлетворение потребностей в данной продукции, который включает в себя улучшение качественных параметров уже освоенной продукции, а также создание и освоение качественно новых ее видов.

Выпуск качественных изделий способствует увеличению реализации и рентабельности капитала, росту престижа фирмы. Если продукция является общепризнанной по качеству, то фирме не обязательно затрачивать большие средства на рекламу или делать дорогую упаковку, привлекающую покупателей.

Согласно традиционному взгляду, собственно свойство конкурентоспособности состоит из двух главных частей: адаптивности и инновационности. Адаптивность организации - это ее способность приспосабливаться к изменениям внешней среды. Инновационность - умение обновляться, перестраивать внутриорганизационные процессы для достижения ритмичности, технологичности, минимальной себестоимости продукции. Иными словами, процессы обновления должны быть постоянными и ритмичными, а реализация этих процессов должна проводиться с минимальными затратами. Адаптивность немыслима без возможностей технической базы (технологического оборудования) предприятия производить разнообразные изделия. Именно диапазон выпускаемых изделий, потенциальное их разнообразие определяет гибкость технико-технологической базы предприятия.

Инновационный подход управления конкурентоспособностью заключается в увеличении инновационной активности предприятия, которая в свою очередь будет достигаться путем активного внедрения инноваций в производство и выпуска инновационной продукции.

Инновационное и устойчивое развитие предприятия зависит от того, насколько успешно оно сможет спрогнозировать угрозы технологического и функционального замещения.

Технологическое замещение приводит к тому, что отпадает необходимость производства продукции существующим на предприятии способом, так как за его пределами изобретен новый, более эффективный, и велика вероятность того, что он будет использован конкурентами.

Функциональное замещение - это появление нового продукта взамен старого, т. е. другого, продукта, который будет выполнять функции существующего, но на более высоком уровне.

В связи с этим для успешной инновационной политики предприятию необходимо не только обладать материальными, научно-техническими, финансовыми и человеческими ресурсами, но и четко знать временные интервалы технологического и функционального замещения.

Учет временных интервалов даст предприятию необходимые преимущества для предвидения развития отрасли, к которой оно относится, а также точку во времени для начала новых разработок и внедрений. На данном этапе развития инновационного менеджмента практически никто не оценивает этапы инновационного проекта во времени, что чрезвычайно важно для повышения конкурентоспособности предприятия.

Необходимо отметить, что важной особенностью в разработке и реализации инновационных проектов играет время, которое в настоящее время является главным критерием оценки конкурентоспособности предприятий.

Добиваясь улучшения качества в различных процессах, постоянно их совершенствуя, можно серьезно повышать уровень конкурентоспособности компаний, обеспечивая им при этом устойчивое развитие не только на отечественном, но на международном рынке.




Е. А. Голант, Н. В. Шарапова Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина (Екатеринбург)


Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 6. Направления: 10. Современный потребительский рынок и сфера услуг 15. Товароведение. Технология питания и процессы пищевых производств, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Стратегическое планирование': 601