Современная рыночная экономика предъявляет принципиально иные требования к качеству выпускаемой продукции. В современном мире выживаемость любой фирмы, ее устойчивое положение на рынке товаров и услуг определяются уровнем конкурентоспособности. В свою очередь конкурентоспособность связана с двумя показателями - уровнем цены и уровнем качества продукции. Причем второй фактор постепенно выходит на первое место. Производительность труда, экономия всех видов ресурсов уступают место качеству продукции.
Данная тема актуальна тем, что в современных условиях качество с точки зрения фирмы является главным фактором увеличения объемов сбыта следовательно и прибыли организации,
Качество как экономическая категория - это общественная оценка, характеризующая степень удовлетворения потребностей в конкретных условиях потребления.
Было проведено исследование качества и конкурентоспособности продукции на ООО «Новая пивоварня». По данным анализа выявлены следующие результаты (табл. 1).
Т аблица 1
Технико-экономические показатели ООО «Новая пивоварня»
Показатель 2009 2010 Отклонение 2010 к 2009 (+, -) Прирост в 2010 г., %
Выручка (за минусом НДС, акцизов), тыс. р. 276 264
Себестоимость продаж, тыс. р. 283 232 -51 -18,02
Чистая прибыль, тыс. р. 6 22 +14 +266,66
Численность рабочих, чел. 6 8 +2 +33,33
Количество сваренного пива, р. 679 207,95 668 297,01 -10 910,94 -1,61
Выработка, тыс. р. 46 12 4
3
- -73,91
Рентабельность производства, % 0,0212 0,0948 +0,0736 +347,17
В течение 2009 г. ООО «Новая пивоварня» развивалась успешно, о чем свидетельствует выручка (276 тыс. р.) и чистая прибыль (6 тыс. р.). В том же году себестоимость равнялась 283 тыс. р. В 2010 г. ООО «Новая пивоварня» также получила прибыль, которая выше показателя 2009 г. на 14 тыс. р. и составляет 22 тыс. р. Увеличение чистой прибыли связано с уменьшением себестоимости продаж. В 2010 г. темп прироста себестоимости составил 18,02%. Однако произошло уменьшение количества сваренного пива на 10 910,94 тыс. р. Темп прироста количества сваренного пива составил 1,61%. Уменьшение объема выполняемых работ привело к уменьшению выручки на 12 тыс. р.: в 2010 г. она составила 264 тыс. р.
Ввиду того, что произошло снижение объемов производства было проведено исследование, позволяющее определить предпочтения потребителей продукции и оценить положение на рынке фирм-конкурентов, проанализировать развитие рынка по изготовлению и продаже пива, каково качество предоставляемой продукции и сроки ее реализации. Исследование проводилось посредством анкетирования.
Т аблица 2
Данные анкетирования
Показатель Чел. Доля,
%
Общее число опрошенных 100 100,00
Употребляют данную продукцию 74 74,00
Не употребляют данную продукцию 10 10,00
Не употребляют алкогольную продукцию 6 6,00
Довольны качеством данной продукции 51 68,90
Не довольны качеством данной продукции 23 31,10
Руководствуются принципом «чем выше цена, тем выше качество» 24 32,43
Руководствуются принципом «качество продукции не зависит от уровня цен» 50 67,57
Среди опрошенных 74% являются потребителями продукции, из них качеством продукции довольны 68,9%, а 31,1% недовольны качеством данной продукции, так как некоторые сорта пива горчат, что портит ее вкус. Большинство опрошенных руководствуются принципом: качество продукции не зависит от уровня цен, так как качество продукции может не соответствовать цене и наоборот.
Для повышения экономической устойчивости организации нужно провести следующие мероприятия:
максимально расширить поставки, в том числе на экспорт; сохранить и постепенно расширить рынок сбыта пивной продукции за счет повышения ее качества; снизить себестоимость;
провести расширение рынков сбыта за счет выпуска новой продукции и утверждения ее на рынке.
Для продвижения продукции ООО «Новая пивоварня» нужно разработать маркетинговую стратегию. Грамотно разработанная маркетинговая стратегия позволит:
значительно расширить клиентскую базу, увеличить объем продаж; повысить конкурентоспособность продукции;
наладить регулярный механизм модификации существующих и разработки новой продукции;
создать инструмент массового привлечения клиентов;
выбрать эффективную ценовую политику;
создать механизм контроля маркетинговых мероприятий;
повысить уровень обслуживания клиентов.
Также для продвижения продукции ООО «Новая пивоварня» может осуществить:
заказ продукции по телефону;
доставка товара на дом;
проведение различных акций;
скидки на продукцию;
сделать рекламу своего предприятия и продукции;
раздача стикеров;
создать сайт в интернете с информацией о продукте или о выпуске новой.
Данные мероприятия помогут ООО «Новая пивоварня» привлечь новых партнеров, расширить клиентскую базу и увеличить объем сбыта продукции. Кроме этого ООО «Новая пивоварня» может внедрить новое оборудование, которое повысит качество продукции и конкурентоспособность организации.
Таким образом, качество продукции является прямым показателем конкурентоспособности организации, чем выше качество, тем выше конкурентоспособность. По моему мнению, продукцию с высоким качеством охотнее покупают потребители, следовательно, объем продаж возрастает, а вместе с ним увеличивается и прибыль организации.
А Ю. Быкова
Филиал Уральского государственного экономического университета (Каменск-Уральский)
Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 6. Направления: 10. Современный потребительский рынок и сфера услуг 15. Товароведение. Технология питания и процессы пищевых производств, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 1110