СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Характеристика рынка образовательных услуг в сфере высшего профессионального образования Свердловской области

В основе инновационной экономики лежит развитая система образования, которая является источником подготовки специалистов различного уровня и различных специальностей, необходимых для реализации всех стадий инновационного процесса. Образование в условиях ориентации на инновационный путь развития претерпевает значительные изменения под воздействием ряда определенных факторов.

Формирование новой роли знаний как одного из двигателей экономического развития, что является главной причиной формирования системы непрерывного образования (Lifelong Learning). С постоянным появлением новой информации, новых открытий и новых знаний, развитием средств обработки и передачи информации, полученные во время обучения знания быстро устаревают, следовательно, у людей появляется потребность в получении новых знаний, навыков и умений, что, в свою очередь, приводит к потребности в постоянном образовании с целью сохранения и повышения эффективности своей работы и конкурентоспособности на рынке труда.

Система образования отвечает на спрос на образовательные услуги, развивая новые формы обучения (например, дистанционное), расширяя линейку оказываемых услуг (второе высшее образование, аспирантура, курсы повышения квалификации, курсы переподготовки, программы МВА и др.).

Выход на рынок новых производителей услуг высшего и дополнительного профессионального образования - открытых, электронных, распределительных университетов, чьи образовательные программы доступные вне зависимости от пространственных и временных рамок.

Рост значимости рыночных механизмов в высшем и дополнительном образовании. На рынке образовательных услуг действуют те же механизмы, что и на рынках других товаров и услуг (спрос, предложение). Также на рынке образовательных услуг с каждым годом возрастает значимость использования маркетинговых инструментов с целью удовлетворения спроса потребителей и повышения конкурентоспособности вуза на рынке образовательных услуг.

Изменение методов предоставления услуг и способов организации обучения в системе высшего и дополнительного профессионального образования.

Признание необходимости высшего и дополнительного профессионального образования для формирования, распространения и применения знаний, а также для создания технического и профессионального потенциала [1].

Тенденция укрупнения вузов - создание крупных федеральных университетов (Балтийский, Южный, Северный (Арктический), Казанский (Приволжский), Уральский, Сибирский, Северо-Восточный, и Дальневосточный федеральные университеты), объединение вузов единой направленности под новым брендом (например, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации).

Перечисленные факторы влияют на рынок образовательных услуг в целом, каждый региональный рынок образовательных услуг обладает своими особенностями.

Рынок образовательных услуг в сфере высшего профессионального образования Свердловской области также характеризуется определенными чертами.

Значительный потенциал Свердловской области (как социальный, так и экономический) является основным условием роста и развития рынка образовательных услуг в области.

Последствия демографического спада 1990-х гг. и значительное количество высших учебных заведений в Свердловской области уже сейчас приводит к усилению конкуренции между вузами в борьбе за абитуриентов. Наибольшую роль в дальнейшей борьбе за абитуриентов будет играть грамотная политика продвижения вуза.

Рост численности населения в возрасте моложе трудоспособного приведет к росту спроса на образовательные услуги вузов в ближайшие 10-15 лет.

Тенденция роста охвата молодежи высшим образованием также является положительным фактором для развития рынка образовательных услуг высшего профессионального образования. Следовательно, маркетинговая стратегия вуза может делать акцент на современных средствах продвижения (например, Интернет) для того, чтобы привлечь молодежь.

Формой обучения, пользующейся наибольшим спросом, остается заочная форма обучения. Также в последнее время спросом начала пользоваться форма экстерната и дистанционное образование. Стабильный спрос на заочную форму обучения, экстернат и дистанционное образование может найти свое отражение в маркетинговой стратегии любого вуза, стремящегося занять ведущую позицию на рынке в своем регионе.

Вузы Свердловской области осуществляют подготовку по 26 направлениям, наиболее востребованными из которых являются экономика и управление, гуманитарные науки, образование и педагогика, машиностроение, металлургия. При этом государственные вузы не встречают конкуренции со стороны негосударственных вузов в части подготовки технических специалистов .

В связи с переходом на двухуровневую систему образования, наблюдается тенденция роста числа студентов, обучающихся по программам бакалавриата и магистратуры. При этом негосударственные вузы пока не осуществляют выпуск магистров, занимаясь подготовкой только специалистов и бакалавров.

Сохраняется тенденция роста численности студентов, получающих образование на платной основе. При этом наблюдается рост числа студентов, обучающихся на платной основе, в государственных вузах при уменьшении числа студентов негосударственных вузов, осуществляющих подготовку студентов только на платной основе. Данная тенденция может найти свое отражение в гибкой системе оплаты обучения (например, рассрочка, образовательные кредиты) с целью привлечения и удержания абитуриентов.

Основным фактором, влияющим на качество образовательной услуги, является профессорско-преподавательский состав высшего учебного заведения. В государственных вузах наблюдается рост числа преподавателей, что приводит к уменьшению числа студентов на одного преподавателя, что в свою очередь дает возможность преподавателю уделять больше времени студентам.

До 2010 г. численность студентов вузов демонстрировала устойчивый рост, однако с 2010 г. началось уменьшение числа студентов, что объясняется последствиями демографического спада 1990-х гг. Стоит отметить, что частично его последствия компенсируются стабильным ростом числа студентов из иностранных государств (Казахстана, Узбекистана, Китая, Монголии, Украины и др.) .

Основными категориями абитуриентов вузов являются следующие (в порядке убывания доли в обще численности): лица, получившие полное среднее образование, выпускники учреждений среднего профессионального образования, выпускники вузов (имеющих степень специалиста или магистра), выпускники вузов, имеющих степень бакалавра.

Перечисленные тенденции развития рынка образовательных услуг и социально-экономическая обстановка в стране являются основанием для формирования маркетинговой стратегии вуза с целью повышения своей конкурентоспособности на рынке образовательных услуг посредством оказания образовательных услуг, способных максимально удовлетворить потребности всех групп потребителей (а именно - непосредственных потребителей, т. е. студентов, конечных потребителей - работодателей, и государства в целом), а также ее постоянной корректировке в зависимости от изменяющейся действительности.




Н. К. Шеметова Уральский институт (филиал) Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Екатеринбург)


Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 6. Направления: 10. Современный потребительский рынок и сфера услуг 15. Товароведение. Технология питания и процессы пищевых производств, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Кадастровый учет недвижимости, кадастровые инженеры': 842