Одна из проблем современного российского общества - активное употребление алкоголя людьми любого возраста и любого социального статуса. Это действительно немаловажная социально-экономическая проблема в Российской Федерации. Большое количество употребляемого алкоголя оказывает существенное воздействие не только на организм одного человека, но и на здоровье будущего поколения. В частности, в России на душу населения в среднем употребляется 15,76 л алкоголя в год (средний мировой показатель - 6,1). В среднем - значит включая дряхлых стариков и младенцев. По данным Всемирной организации здравоохранения употребление более 8 л алкоголя в год ведет к деградации нации. По данным той же ВОЗ, из-за злоупотребления алкоголем умирает каждый 5-й россиянин. Те же цифры по странам СНГ. И в этом рейтинге по алкоголю мы
увы - впереди планеты всей .
Государственная власть активно борется с этой проблемой, путем разработки и принятия различных социальных программ, федеральных законов и других нормативно-правовых актов. К сожалению, предпринимаемые действия не всегда приносят ожидаемого эффекта, так как незаконная реализация алкогольной продукции приносит огромную прибыль. В России ежегодно реализуется около 210-215 млн дкл ликероводочной продукции. Официально производится при этом лишь 132-135 млн дкл. Следовательно теневой оборот составляет около 70 млн дкл (без учета импорта и самогоноварения), причем вся эта нелегальная продукция полностью обеспечивается необходимым набором акцизных марок .
Во всем мире акцизная марка является самой действенной формой борьбы с подделками в сфере оборота алкоголя и табака. В действующем законодательстве подделка акцизных марок квалифицируется как преступление по ст. 327.1 УК РФ. За его совершение предусмотрен штраф 100-300 тыс. р. за изготовление и 100-500 тыс. р. за использование поддельных акцизных марок. Уголовная статья предусматривает также и тюремное заключение сроком до трех лет за изготовление и до пяти лет за их использование. Однако реальные сроки по подобным делам виновным никогда не даются: преступники отделываются штрафами, после чего зачастую возобновляют свою деятельность. Необходимость в подделывании акцизных марок появляется только у нелегальных производителей алкоголя, такой продукт чаще всего является не только не соответствующем ГОСТу но и представляет смертельную опасность для человека.
Помимо проблемы незаконного производства алкогольной продукции стоит также поднять проблему ее незаконной продажи. В этой проблеме существует два аспекта. Первый из них - продажа алкогольной продукции с содержанием спирта выше 15% во временной промежуток с 23:00 до 06:00 (в разных субъектах Российской Федерации реализация данного закона имеет некоторые вариации). Основными агентами этой проблемы являются незаконопослушные работники сферы торговли, которые продают алкоголь ночью, а отбивают покупку уже в утреннее время и кафе, бары, клубы и рестораны которым по законодательству разрешено продавать алкогольную продукцию на своей территории.
Второй аспект - продажа алкоголя лицам, не достигшим совершеннолетия. В российской Федерации существует определенная нормативно-правовая база, целью которой является оградить несовершеннолетних от употребления алкоголя. Это прописывается, в частности, в Федеральном законе «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» от 22.11.1995 г. № 171-ФЗ. На данный момент активно проводятся постоянные рейды по проверке исполнения данных законов, выявляется огромное количество нарушителей, проводятся разбирательства и дальнейшее привлечение к административной и уголовной ответственности продавцов алкоголя несовершеннолетним.
Существует еще одна не менее актуальная проблема, активно развивающаяся в молодежной среде - употребление пива. Относительно пива и слабоалкогольных продуктов есть отдельный Федеральный закон Российской Федерации от 07.03.2005 г. № 11-ФЗ «Об ограничении розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе», статья вторая которого запрещает продажу этих напитков гражданам, не достигшим 18 лет. Но, тем не менее, учитывая все нормативные акты ограничивающие распространение алкоголя, данные проблемы не решаются полностью.
Мы считаем, что существует один основной путь решения: введение более строгих мер наказаний за нарушения данных нормативноправовых актов. Только более тщательно контролируя производителей и продавцов алкоголесодержащей продукции и уделяя наибольшее внимание решению этой проблемы, мы сможем предотвратить все возможные страшные последствия распространения алкоголя и алкогольной зависимости граждан Российской Федерации.
А И. Чечунова
Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)
Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 6. Направления: 10. Современный потребительский рынок и сфера услуг 15. Товароведение. Технология питания и процессы пищевых производств, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 2293