Потребительский рынок является одним из ключевых и динамично развивающихся секторов российской экономики, оказывающий значительное влияние на уровень и качество жизни населения страны. Следует заметить, что уровень развития потребительского рынка, в частности сектора торговли, по городам Российской Федерации весьма неоднороден, что выражается в степени обеспеченности населения торговыми площадями современных форматов и товарным ассортиментом. На современном этапе развития экономики все большую актуальность приобретает определение приоритетов и тенденций развития локальных потребительских рынков крупнейших городов страны. К числу таких муниципальных образований относятся Екатеринбург и Челябинск, входящие в состав Уральского федерального округа.
В процессе исследования были рассмотрены ключевые программные документы, определяющие направления социально-экономического развития крупнейших городов Уральского федерального округа.
Проведенный анализ показал, что наибольшее внимание к развитию локального потребительского рынка уделяется органами местного самоуправления Екатеринбурга. Так, в «Стратегическом плане развития города Екатеринбурга до 2020 г.» (принят Екатеринбургской городской Думой 26.10.2010 г. № 67/30) определены основные направления развития локального потребительского рынка, в соответствии с которым планируется формирование его новой организации, ориентированной на обеспечение территориальной доступности объектов розничной торговли, а также интеграция муниципального образования в мировую систему товародвижения и комплексного развития международных, социокультурных и бизнес-коммуникаций, что позволит удовлетворить разнообразные потребности населения в качественных товарах и услугах.
В свою очередь, в доступных автору источниках не были найдены программные документы, определяющие тенденции и приоритеты социально-экономического развития Челябинска, в том числе и потребительского рынка. Текущая информация о его состоянии размещена на официальном сайте администрации муниципального образования. В частности, там говорится, что «современный потребительский рынок города Челябинска имеет устойчивое состояние и его можно охарактеризовать как стабильный, с соответствующим уровнем насыщенности товарами и услугами, достаточно развитой сетью предприятий торговли общественного питания и бытового обслуживания населения, с очень высокой предпринимательской активностью» . В качестве основной цели развития локального потребительского рынка органы местного самоуправления определили «наиболее полное удовлетворение потребностей населения в услугах торговли»... «в широком ассортименте, по доступным ценам при гарантированном качестве и безопасности» . При этом заявления администрации Челябинска носят преимущественно декларативный характер и не подкреплены соответствующими программными документами.
Целевой вектор развития локального потребительского рынка каждого муниципального образования нашел свое отражение в программных мероприятиях органов местного самоуправления.
Сравнение целевых векторов развития потребительского рынка Екатеринбурга и Челябинска позволяет сделать следующий вывод. При всей схожести целевых ориентиров развития, ориентированных на обеспечение населения товарным ассортиментом, приоритетные направления
развития потребительского рынка данных городов имеют отличительные особенности.
Мероприятия по развитию потребительского рынка
Екатеринбург
Развитие предприятий торговли различных форматов, в том числе торговых предприятий типа торгово-развлекательных комплексов и торговых центров, магазинов шаговой доступности, супермаркетов, объединенных в торговые сети
Повышение уровня сервиса и качества обслуживания потребителей через внедрение современных форм обслуживания
Развитие электронной формы торговли через удаленные каналы продаж по сети Интернет
Проведение выставок-продаж товаров местных производителей
Организация торгово-выставочных площадок в целях поддержки социально незащищенных слоев населения
Улучшение доступности селян на рынки города путем организации работы сезонных ярмарок, предоставление торговых мест для садоводов-огородников на безвозмездной основе
Формирование торговых узлов с учетом территориального развития и перспективы развития Екатеринбургской агломерации Строительство, реконструкция и модернизация предприятий оптовой и розничной торговли на основе современных технологий Открытие предприятий торговли, территориально доступных для населения
Внедрение новых технологий «магазино- строения», автоматизации управления ассортиментом
Создание условий для привлечения покупателей из других городов
Приведение в соответствие с современными требованиями существующих розничных и оптовых предприятий
Расширение сбыта потребительских товаров местного производства за счет развития эффективной системы товародвижения Подготовка и переподготовка кадров в сфере оптовой и розничной торговли совместно с учебными заведениями города
Так органы местного самоуправления Челябинска «видят» развитие потребительского рынка на основе удовлетворения потребностей различных слоев общества в услугах торговли и в товарном ассортименте безопасной продукции. Планируется внедрять современные формы обслуживания, повышать уровень сервиса и качества обслуживания, развивать розничную торговлю, как на основе открытия торговых центров или сетевой торговли, так и проведения сезонных ярмарок, поддержки местных производителей, а также развития торговли через Интернет.
В свою очередь муниципальная стратегия Екатеринбурга более ориентирована на потребности населения в товарах и услугах. В рамках реализации данной стратегии планируется внедрение современных форматов торговли, а также обеспечение их соответствия современным требованиям и территориальной доступности предприятий торговли. Особое внимание уделено развитию периферийной торговли, что имеет существенное значение для столь крупного города, как Екатеринбург, и качеству профессиональной подготовки кадров в сфере торговли.
Проведенный сравнительный анализ позволил сделать следующие выводы.
Органами местного самоуправления обоих муниципальных образований определены не только ключевые приоритеты развития локального потребительского рынка на ближайшую перспективу, но и мероприятия, обеспечивающие достижение поставленной цели. В частности, развитие потребительского рынка Челябинска основано на обеспечении удовлетворения потребностей населения, как в самих услугах торговли, так и в товарном ассортименте безопасной продукции. В свою очередь на потребительском рынке Екатеринбурга планируется не только внедрение современных форматов торговли, но также обеспечение территориальной доступности предприятий торговли и их соответствие современным требованиям.
Органами местного самоуправления не определены параметры, по которым будет определяться степень достижения поставленных целей.
Непонятно, в какой степени определенные приоритеты развития отвечают потребностям жителей муниципального образования.
Проведенный анализ показал, что деятельность органов власти муниципальных образований по развитию локального потребительского рынка, обладая рядом достоинств и недостатков, позволяет определить тенденции и приоритеты его развития на среднесрочную перспективу.
Н. В. Усова
Уральский институт (филиал) Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Екатеринбург)
Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 6. Направления: 10. Современный потребительский рынок и сфера услуг 15. Товароведение. Технология питания и процессы пищевых производств, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 2133