Сфера общественного питания занимается социальным обеспечением населения и торговлей, и решает важные социально-экономические задачи. В качестве социальных задач общественного питания выступают
удовлетворение физиологических и культурных потребностей общества в организации питания по месту работы, учебы, жительства, отдыха, а экономическими задачами являются - обеспечение условий самоокупаемости объектов хозяйствования через извлечение прибыли от своей деятельности .
Согласно маркетинговым исследованиям («Российский рынок общественного питания в 2005-2010 гг. и прогноз на 2011 г.», проведенным консалтинговой компанией «АМИКО»), оборот рынка общественного питания в России в 2010 г. составил 768 млрд р. Данный показатель на 8% больше, чем в 2009 г. На протяжении нескольких лет рынок общественного питания в России планомерно увеличивается практически на 20-30% в год. Начиная с 2000 г. объем рынка вырос в 9,2 раза, став практически лидером в сегменте российской экономики, ориентированный на внутренний спрос.
Согласно официальным данным, около 40,1% от оборота рынка приходится на столовые, находящиеся на балансе организаций, промышленных предприятий, учебных заведений. Еще около 20,9% приходится на общедоступные столовые и закусочные, а на наиболее коммерческий сегмент рынка - рестораны, бары, кафе - приходится около 39% .
В последние годы ресторанный бизнес привлекает все больше инвесторов, поскольку в связи с ростом благосостояния населения рынок является достаточно перспективным. Все больше людей предпочитает питаться не дома, а посещать кафе или закусочные. Но все же эксперты отмечают, что среднедушевые затраты на ресторанные услуги в России значительно ниже аналогичных показателей других стран. Так, в 2009 г. в России среднедушевые затраты на питание вне дома составили чуть менее 4 тыс. р. на 1 человека в год (см. рисунок ). Это значительно меньше, чем в США (38 тыс. р.), Франции (25 тыс. р.) и Германии (12 тыс. р.). Такое отставание показателей России свидетельствует о высоком потенциале ресторанного рынка и его недостаточной насыщенности (по материалам аннотации «Рынок общественного питания 2007-2011»).
25
4
1
Россия США Франция Германия
Среднедушевые затраты на питание вне дома в разных странах, тыс. р. на 1 человека в год
Развитие рынка активно идет в регионах. Все большую долю среди открывающихся ресторанов стали занимать необычные ранее для нашей страны кофейни, пиццерии, японские суши-бары и другие заведения. Основной рост оборота приходится на сегмент «быстрого питания» - наиболее доступный по ценам, а так же различные демократичные форматы в среднем ценовом сегменте.
Развитие отрасли общественного питания во многом зависит от состояния внешней среды, т. е. от социально-экономических, демографических, политических процессов, протекающих, в том числе, в крупнейшем городе Урала - Екатеринбурге.
Екатеринбург - один из крупнейших торговых центров России. Именно развитие потребительского рынка города в последние годы стало одним из тех факторов, которые позволили столице Урала занять ведущее положение среди российских городов. Екатеринбург относится к одному из лидирующих городов России по обороту общественного питания, занимая третье место после Москвы и Санкт-Петербурга. По данным екатеринбургского комитета по развитию товарного рынка, уровень обеспеченности города предприятиями общественного питания составляет 70% - по этому показателю столица Урала опережает Москву и Новосибирск, уступая 1-е место только Санкт-Петербургу.
Если рынок быстрого питания свободен в Екатеринбурге примерно на 30%, то рынок ресторанов класса люкс насыщен еще меньше, так как представлены далеко не все основные кухни мира.
Но основной задачей общественного питания является обеспечение потребителей качественной продукцией. Качественные товары могут повлиять не только на увеличение прибыли фирмы, но и на рост экономики в целом. Качественная продукция для предпринимателя - это ключ к успеху и прибыли.
Еще несколько лет назад доставить некоторые свежие продукты для ресторанов было проблематично. Но с появлением на российском рынке крупных торговых площадок международном уровня, это проблема была разрешена.
Проблема качества и конкурентоспособности в настоящее время является очень актуальной для нашей страны. В 2012 г. Российская Федерация была принята во ВТО. Задача отечественных производителей состоит в том, чтобы как можно быстрее повысить качество своей продукции. Большое внимание со стороны уделяется и к проблемам здорового питания. Согласно доктрине продовольственной безопасности РФ , «формирование здорового типа питания потребует оптимизировать межотраслевые экономические отношения, которые стимулировали бы рост темпов расширенного воспроизводства, привлечение инвестиций и внедрение инноваций в сельском и рыбном хозяйстве». Большую поддержку в этом вопросе оказывает развитие сельского хозяйства и торговли, в частности, создание сельскохозяйственных рынков.
Согласно исследованиям Уральского отделения РАН, 78% жителей Екатеринбурга задумываются о проблеме здорового питания, а 82% горожан заботятся об экологической безопасности продуктов, которые они употребляют в пищу .
Другой немаловажный фактор, который заставляет покупателя отправляться за продуктами на рынок, - стоимость товара. Цены на сель- хозрынках ниже, чем в сетевых продуктовых магазинах. При возросшей популярности у покупателя данного формата торговли, сегодня в Екатеринбурге ощущается явная нехватка рынков.
Развитие сельскохозяйственных рынков - перспективное направление. По данным Администрации города, в течение последних лет уже открыто два новых сельскохозяйственных рынка, несколько площадок сейчас находятся в работе, и до конца 2015 г. в рамках этой концепции в Екатеринбурге планируется открытие не менее восьми рынков.
Таким образом, в последние годы на рынке общественного питания наблюдается тенденция всестороннего развития. Открываются новые разноформатные заведения, целью которых является не только получение прибыли, удовлетворение потребностей населения а качественных услугах общественного питания, но и оздоровление потребителей, путем использования качественных и экологически чистых продуктов.
Э. В. Удалов, Г. А. Прохорова
Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)
Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 6. Направления: 10. Современный потребительский рынок и сфера услуг 15. Товароведение. Технология питания и процессы пищевых производств, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 8112