Чай - один из самых популярных напитков в мире наряду с кофе. В различных странах существуют исторически сложившиеся культурные чайные традиции. Среди наиболее известных - английский чай five o ’ clock; японская чайная церемония, требующая безупречного выполнения и др. Разнообразие сортов чая варьируется от самых простых и недорогих до премиум-сортов и даже практически недоступных, таких например как чай Dаhуngpбo (Большой Красный Халат), урожай которого не превышает 500 г в год. Основные чайные плантации мира расположены в таких
странах, как Китай, Индия, Шри-Ланка, Кения и др. В России выращивают самый северный чай - в Краснодаре.
В мировом импорте чая в тройку ведущих стран покупателей входят США и Соединенное Королевство, а на первом месте находится Россия. Для российского рынка чая характерны большие объемы импорта нефасованного чая для последующей обработки на территории страны. Ранее на территории России существовали высокие пошлины на ввоз фасованного чая, целью которых было также развитие внутреннего производства. В 2007 г. в конце ноября правительством РФ было подписано постановление, в соответствии с которым были снижены ввозные пошлины на сельскохозяйственное сырье, не выращиваемое на территории России, до 0%. На данный момент импортные таможенные пошлины на чай в первичных упаковках нетто-массой до 3 кг все также высоки - 20%, на чай прочий зеленый и черный ввоз беспошлинный.
С 2000 г. ввоз чая в Россию вырос на 14%. В среднем за последние несколько лет импорт чая в Россию находится на уровне 181-182 тыс. т (рис. 1). В 2010 г. объем импорта чая в страну снизился относительно 2009 г. незначительно, на 0,3%.
1&И0Э 1SOOOO 1/ыюи 170000 16SOOO 160000 155ОТЭ 150000 14SOOO 140003
тыс .тонн 2000 2001 2 002 2 003 20ВД 2005 2006 2007 200S 2009 2010 Рис. 1. Динамика импорта чая в 2000-2010 гг., тыс. т
Как видим, на протяжении последних лет импорт чая заметно увеличился, что может быть связано с уменьшением отечественного производства и другими причинами. В 2010 г. на 1-м месте среди стран-произ- водителей в общем объеме ввезенного чая находилась Шри-Ланка (рис. 2), а ведущим поставщиком продукции данной страны выступает AHMAD TEA Inc. На 2-м месте Индия, опередившая мирового лидера КНР.
Сегодня мировые производители обеспокоены ситуацией, складывающейся на рынке. Наблюдаемая в последние годы нехватка чая из-за за
сухи в крупнейших странах-производителях: Кении, Шри-Ланке и Индии и соответствующий мощный рост цен на сырье, диктуют для производителей поиск новых технологий, способных обеспечить потребности в чайных продуктах и сдержать рост их стоимости.
Кения Индонезия Вьетнам 8% 7%
Рис. 2. Доли стран производителей в импорте чая в Россию, %
Одним из путей стимулирование спроса может стать вывод на рынок действительно инновационного и интересного для потребителя чайного продукта. Наличие и рост предложения композиционных видов чая говорит о существовании определенного интереса к ним со стороны потребителей. При насыщенности рынка традиционными видами чайной продукции в пакетиках для разовой заварки (черным, зеленым чаем), а также в условиях растущей информированности населения о потребительских достоинствах композиционных чаев, развитие данного направления представляется достаточно привлекательным для производителей. Как отмечают эксперты, потребительская аудитория, прежде всего молодежь, охотно откликается на новые предложения. Всегда наиболее привлекательными являются растущие сегменты. На чайном рынке сегодня это новые чайные продукты, обладающие, помимо нового вкуса, высокими качественными показателями, биологической активностью и новыми потребительскими характеристиками.
В условиях жесткой конкуренции появление инновационных продуктов играет ключевую роль при удержании позиций компании на рынке. Рынки потребительских товаров перенасыщены предложениями, схожими по цене и качеству, что заставляет производителей пересмотреть принципы успешной конкуренции, акцентировав внимание на выпуске инновационных продуктов. Несмотря на низкие объемы собственного производства, развитию рынка чая способствует увеличение его емкости в стоимостном выражении. Эксперты прогнозируют темп прироста объемов данного рынка в денежном эквиваленте составит 14%. Это обусловлено ростом цен на чайное сырье на мировом рынке, развитием премиального сегмента, а также популярностью специальных и нетрадиционных чаев. В целом, основными тенденциями на рынке чая в России можно считать изменения потребительских предпочтений в сторону нетрадиционных видов чая, рост розничной цены, увеличение объема продаж пакетированного чая и обострение марочной конкуренции.
Перспективами развития рынка чая являются:
Потолок российского рынка чая - 200 тыс. т в год.
При вложении денег в оптовую торговлю необходимо развивать взаимоотношения со странами, имеющими преференции и озабоченными продвижением своей продукции. Обязательным условием является участие в чайных аукционах.
Розничная торговля должна делать упор на ассортиментную политику при реализации чая. Организация специализированных магазинов или отделов в магазинах, с торговлей сопутствующими товарами (посуда, атрибутика, товары к чаю).
В силу культурных и исторических особенностей России, возможна реализация проекта по созданию специализированных чайных.
Строительство мелкой или средней чаеразвесочной фабрики для фасовки и пакетирования чая. Перспективность производства обуславливается потенциалом роста и потребления пакетированного чая, холодного чая, травяных чаев в пакетиках. Расположение фабрики - Урал или Сибирский регион.
Строительство современной технологичной фабрики могло бы способствовать созданию альянса с импортерами чая по его дальнейшей реализации (реэкспорту) фасованного чая в Европу и на Ближний Восток. Высокая рентабельность будет обеспечиваться низкой себестоимостью. Основные моменты: технологическое оборудование, качество, логистика и организация сбыта, упаковка.
О. А. Русакевич, Д. А. Карх
Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)
Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 6. Направления: 10. Современный потребительский рынок и сфера услуг 15. Товароведение. Технология питания и процессы пищевых производств, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 1875