Одна из актуальных тем на сегодня - это рост цен на бензин. Несмотря на попытки властей стабилизировать ситуацию, стоимость бензина и дизельного топлива в России продолжает расти. Пытаясь хоть как-то объяснить столь стремительный рост цен на бензин, эксперты сходятся во мнении, что основное влияние на этот рынок оказывают сразу несколько факторов. Один из основных - это налоговая система. Государство вынуждено повышать сборы с отрасли, ведь почти половина бюджета России - нефтегазовая составляющая. Как отмечает аналитик ИФК «Метрополь»
С. Вахрамеев, только акцизы на топливо в этом году увеличились в 1,5 раза. И впереди новый рост. По оценкам П. Строкова, рост акцизов может добавить как минимум 1 р. к стоимости литра Аи-95 с начала года.
Нефтяники, в свою очередь, недовольны системой налогообложения и зачастую перекладывают издержки на плечи розницы. Однако пока свои расходы они с лихвой компенсируют за счет значительного роста цен на нефть, которая с начала года подорожала примерно в 1,3-1,5 раза.
Правда, парадокс заключается в том, что стоимость нефти сказывается и на автомобильном топливе. «Стремление нефтяных компаний привязать внутренние цены к ценам внешним в сложившихся условиях, с точки зрения бизнеса, вполне логично», - полагает Агван Микаелян. Однако обратная зависимость у этого процесса вряд ли будет наблюдаться, отмечают эксперты. Причем виной тому может стать как «жадность» нефтяников, так и слабеющий рубль. «Если мировые цены на нефть будут снижаться, то рост цен на топливо в России более всего вероятен в рамках ослабления рубля», - отмечает В. Колташов.
Рассмотрим, например, рост цен за последние пару лет. За первые 11 месяцев 2011 г. цены на бензин в России, если сравнивать с аналогичным периодом 2010 г., выросли на 13,7%.
При этом в ноябре 2011 г. цены на бензин, если сравнивать с данными за октябрь того же года, выросли на 0,6% и достигли 26,62 р. за 1 л.
Бензин марки А-76 подорожал за первые 11 месяцев 2011 г. на 19,3% и его цена составила 24,61 р. за 1 л топлива (рост в 0,5% в ноябре по отношению к октябрю). Аи-92 за 11 месяцев 2011 г. выросло в цене на 12,2% - до 26,65 р. за 1 л, Аи-95 - на 11,4%, до 28,54 р. за 1 л горючего. Больше всего подорожало дизельное топливо - на 28,1%, его стоимость на конец декабря 2011 г. составила 27,52 р. за 1 л солярки. Об этом сообщает Росстат.
Нужно отметить, что рост цен на топливо наблюдался в 65 регионах РФ, в 8 регионах цены остались стабильными, в 10 регионах даже отметили падение цен. Самое значительное падение цен за указанный период было в Чечне - на 1,6%.
Как известно, с 1 января 2012 года выросли тарифы на многие виды услуг и товаров. Изменения коснулись и акцизов на топливо.
Одним из самых значимых и значительных повышений стал рост акцизных ставок на бензин и дизельное топливо. Увеличение ставок составит от 29,0 до 32,6% в зависимости от вида топлива. Однако в Минэнерго заверили, что резкого повышения роста цен на бензин не произойдет, так как запасов топлива на АЗС и нефтеперерабатывающих заводах пока достаточно. А вот насколько изменятся цены на бензин после иссякания запасов прошлогоднего топлива мы узнаем, судя по всему, в самое ближайшее время.
До сих пор одним из ключевых регуляторов рынка топлива оставалось государство. Как только стоимость литра начинала резко увеличиваться, вмешивались правительство и антимонопольная служба, в результате стоимость бензина немного снижалась. Последствием подобного «регулирования» стали кризис на рынке топлива и его дефицит в ряде российских регионов, который разразился в середине 2011 г. В числе пострадавших - автолюбители, платившие за бензин до 50 р. за 1 л.
По оценкам экспертов, «ручное управление» так или иначе будет применяться в дальнейшем. Правда, как полагает А. Микаелян из «Фин- экспертизы», меры подобного управления могут быть действенными только временно, например для недопущения серьезного социального взрыва. В противном случае они опять приведут к возникновению кризиса.
Аналитики говорят, что само государство может быть не заинтересовано в ограничении цен на топливо. Как полагает В. Колташов, в условиях сырьевой экономики власти не заинтересованы всерьез противостоять им. «Правительство, пытаясь что-то удерживать, само же дает поводы для увеличения цен», - отмечает П. Строков. По его мнению, выходом из ситуации может стать развитие биржевой торговли топливом, которое создаст рыночные условия в этом секторе. Определенная работа в этом направлении уже ведется.
В противном случае, полагает С. Емельянов из Omnicomm, рост стоимости топлива может продолжиться. В результате, когда стоимость бензина и дизеля достигнет европейского уровня, российские производители нефтепродуктов могут столкнуться с конкуренцией со стороны высокотехнологичных европейских НПЗ.
Считаем, что цены растут медленно но верно, причем на лицо явный сговор между продавцами топлива. Первым всегда поднимает планку «ЛУКойл», затем пауза, идет анализ потребительского спроса и, если нет оттока клиентов с заправок «ЛУКойла», то к этой цене подтягиваются другие. Помните: мы голосуем рублем, и пока нам наплевать где и за сколько заправляться, они не остановятся. Государство - это все мы, имеющие гражданство и проживающие на этой территории. Иными словами, по идеи эти компании должны управляться в наших интересах и мы должны оказывать на них влияние.
Я. А. Рузманова, С. Ю. Марцинкевич
Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)
Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 6. Направления: 10. Современный потребительский рынок и сфера услуг 15. Товароведение. Технология питания и процессы пищевых производств, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 1217