За последние годы ассортимент и производство алкогольных напитков в России и во всем мире значительно выросли. Современный рынок предоставляет на выбор потребителей широкий ассортимент напитков. Российский рынок алкогольной продукции активно развивается, а потребление алкогольных напитков является неотъемлемой частью образа жизни большинства россиян. В настоящее время структура потребления алкогольных напитков населением подвергается активному изменению, и, как следствие, происходит формирование новых отношений между участниками данного рынка.
«Ликероводочные изделия» - термин универсальный, и его можно использовать применительно к совершенно разным спиртным напиткам, коктейлям, аперитивам и т. п. Любой спиртосодержащий продукт, не подпадающий под какое-либо официальное определение и не классифицируемый иначе, может быть причислен к «ликероводочным изделиям».
Основной целью выполнения данной работы стало проведение сравнительной оценки и экспертизы качества эмульсионных ликеров различных производителей, реализуемых на региональном рынке.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи: провести анализ рынка ликероводочных изделий на основе общей, коммерческой и специальной информации. Изучить основные направления в формировании ассортимента ликероводочных изделий;
изучить требования к информации для потребителей и оценить качество ликероводочных изделий на примере ликеров эмульсионных по полноте информации, указанной на маркировке; провести экспертизу качества по органолептическим и физико-химическим показателям.
Доля «нетрадиционных» крепких напитков ежегодно увеличивается на 12-15%. Эксперты объясняют такую динамику смещением предпочтений населения. С возрастающим уровнем дохода потребители все чаще выбирают «статусные» напитки - коньяк, виски, ликеры, бренди. Рост продаж в этих сегментах подтверждает увеличение спроса на более качественные и, следовательно, дорогостоящие алкогольные напитки.
На российском рынке импорта ликеров в настоящее время лидирующее положение удерживает Ирландия, которая занимает большую долю данного сегмента.
При рассмотрении структуры импорта ликеров по маркам, выстроенной на основе контрактных цен, становится очевидным, что растущими могут называться рынки более чем половины представленных наименований ликеров. В наибольшей степени выделяется ликер Baileys Irish Cream, возросший импорт которого и стал главной причиной роста рынка ликеров в целом.
Максимальный процентный прирост - 150% - наблюдается у марки Sambuca. Рост доходов от продаж этого ликера сопровождался и ростом цены, которая увеличилась почти на треть. Точно такая же ситуация, связанная со значительным повышением среднеконтрактных цен, наблюдалась у таких ликеров, как Malibu, Cointreau. Интересно, что эти марки нарастили свои продажи при одновременном снижении объемов в натуральном выражении. Практически при сохранении цен произошел процентный прирост марок Baileys Irish Cream, Sheridans, Jagermeister. При этом нет ни одного примера, когда бы наблюдался прирост денежных объемов в результате удешевления ликера.
Рынок не стоит на месте, и существуют разные социальные причины, влияющие на него: уровень благосостояния потребителей, темпы развития крупных торговых сетей, потребительские модели поведения. Самые оперативные статистические данные показывают, что внутри рынка импортируемого алкоголя изменения происходят с высокой скоростью. Неизменным остается одно - алкогольный рынок набирает темпы.
Проведя анализ всего российского рынка ликеров, обратимся к анализу данных по конкретному предприятию. На основе данных по продажам алкомаркета «Магнум - 8» можно провести исследование и сделать соответствующие выводы:
На региональном рынке также лидирующие позиции у ликеров Ирландии. Продажи ликеров ирландского производства в 2011 г. составили более 50% всех продаж, далее следует ликеры, изготавливаемые в Чехии (9,99%), Германии (8,56%); 4-е место в 2011 г. занимает Италия (7,88%), отрываясь от Франции на 2,44%. При этом по вырученной прибыли Россия занимает 7-е место, а по количеству проданных бутылок - 4-е место.
Если же проанализировать данные об объемах продаж за 2011 год, то можно сказать следующее: 2011 г. так же, как и в 2010 г., самые продаваемые - ликеры, изготовленные в Ирландии. Продажи ликеров ирландского производства в 2010 г. составили более 48%. Далее следуют ликеры, изготавливаемые в Чехии (13,57%), Германии (11,98), Италии (8,12%). Пятерку лидеров закрывают ликеры французского производства (6,61%). При этом по вырученной прибыли Россия занимает 9-е место (в 2009 г. - 7-е место), а по количеству проданных бутылок - 6-е место (в 2009 г. - 4-е). Можно отметить, что продажи ликеров российского производства снизились. Одной из причин этого стал мировой экономический кризис.
Изучая ассортимент ликеров, можно выделить наиболее популярные марки. Рассмотрим десятку лидеров за 2010 и 2011 гг.
Анализ наиболее популярных марок ликеров показал, что лидером продаж 2010 и 2011 гг. стал ликер «Бейлис Ориджинал» ирландского производства, набрав наибольшее количество проданных бутылок. Далее призовые места делят между собой ликеры «Бехеровка» (Чехия), «Егер- майстер травяной» (Германия), «Кэролайнс Айриш Крим» и «Шериданс кофейный» (Ирландия).
Нами была проведена экспертиза и сравнительная оценка качества эмульсионных ликеров различных производителей реализуемых в алко- маркете «Магнум».
Был проведен анализ требований к информации для потребителей, на примере пяти образцов ликеров эмульсионных по полноте информации, указанной на маркировке. Результаты этой оценки говорят о том, что все исследуемые объекты соответствуют требованиям ГОСТ Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования».
Также в ходе проведения лабораторных исследований было подтверждено соответствие качества требованиям стандартов по органолептическим и физико-химическим показателям.
Органолептическая оценка ликеров была проведена по балльной системе. Для этого была разработана балльная шкала для дегустационного анализа эмульсионных ликеров. Сравнивая качество исследуемых объектов, получили следующие выводы.
Ликером «отличного» качества признан ликер эмульсионный «Бейлис сливочный оригинальный», имеющий изысканный, гармоничный, нежный вкус и бесконечно долгое сливочное послевкусие.
Ликерами «хорошего» качества признаны эмульсионный ликер «Кримфилд классический» за интенсивный и гармоничный аромат, а так же ликер эмульсионный «Лунная пристань» за слаженный свежий аромат молочного характера с легким ванильным тоном.
Ликером «удовлетворительного» качества назван ликер эмульсионный «Вивальди вдохновение» за мало интенсивный запах и простой вкус с коротким, агрессивным, спиртуозным послевкусием.
Ликер «низкого» качества - ликер эмульсионный «Витторио Мо- релло» со вкусом кофе со сливками за жидкую, водянистую консистенцию, выраженный запах низкосортного спирта «Экстра» и спиртуозное, короткое послевкусие.
Проведенные исследования позволяют сделать следующие выводы: на основе анализа рынка ликероводочных изделий и объемов продаж ликеров в алкомаркете «Магнум» были отобраны образцы эмульсионных ликеров наиболее популярных импортных и российских аналогов;
все исследованные образцы ликеров соответствовали требованиям стандартов по полноте представленной информации на маркировке, а также стандартным органолептическим и физико-химическим показателям;
сравнительная оценка качества показала, что заслуживающими уважения можно по праву считать ликеры, а ликер российского производства - низкого качества;
по результатам сравнительной органолептической оценки ликеров руководством алкомаркета «Магнум» было приняло решение в дальнейшем не принимать на реализацию ликер «Витории Морелло».
Н. Б. Осипова, В. П. Ипатов
Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)
Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 6. Направления: 10. Современный потребительский рынок и сфера услуг 15. Товароведение. Технология питания и процессы пищевых производств, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 3705