Страховая компания (страховщик) - это юридическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность в сфере страхования в соответствии с полученной лицензией.
В соответствии с российским законодательством страховые компании могут быть образованы в любой организационно-правовой форме. Наиболее распространенная форма - акционерное общество.
Деятельность страховых компаний уникальна по своему содержанию. В процессе предпринимательской деятельности на страховом рынке страховые компании осуществляют такие бизнес-процессы, как:
маркетинг, начиная с изучения потребностей и спроса на страховые продукты, разработки, продвижения и сбыта продукции;
андеррайтинг, включающий анализ, оценку принимаемых на страхование рисков и их селекции, а также управление рисками;
сопровождение договоров страхования, которое предполагает обеспечение ведения учета заключенных договоров, принимаемых обязательств и грамотное управление страховыми резервами и свободными активами страховой компании с целью обеспечения ее финансовой устойчивости и платежеспособности;
урегулирование убытков, которое осуществляется в результате наступления страховых случаев и обеспечения выполнения обязательств.
Уникальность осуществления деятельности страховой компании определяется специфичностью самого страхового продукта:
связь с риском;
долгосрочность многих страховых продуктов;
неотрывность от страховой компании, разработавшей данный продукт;
пассивность в приобретении данного продукта со стороны потребителей;
необходимость страхового продукта как одного из способов защиты;
зависимость от многих факторов, на которые страховая компания воздействовать не может;
низкая заинтересованность государства в развитии страховых продуктов;
отсутствие патентования на страховые продукты и др.
Исходя из вышесказанного, страховая компания вынуждена проводить такие виды деятельности, без которых она не сможет нормально функционировать. К ним относятся такие виды, как:
оценочная деятельность, которая является основной для страховой компании и включает в себя оценку рисков, объектов страхования, ущерба, активов и принятых обязательств;
маркетинговая деятельность, которая включает в себя изучение потребностей, желаний и возможности потребителей и покупателей страховых продуктов, а также способы и каналы продвижения и сбыта продукции;
деятельность по организации безопасности функционирования, начиная с защиты страховой компании от рейдерских нападок, заканчивая борьбой со страховым мошенничеством;
деятельность по организации расчетов с контрагентами: страхователями/выгодоприобретателями, различными поставщиками, перестраховщиками, бюджетом и внебюджетными фондами, инвестиционными фондами и др.;
деятельность по осуществлению контроля операций и оценкой их эффективности с точки зрения прибыльности.
Остановимся на последнем. Необходимость проведения контроля со стороны страховой компании обусловлена такими факторами, как: менталитет населения, а именно желание ими сэкономить; несовершенство страхового законодательства, в том числе по защите прав участников страховых отношений;
страховое мошенничество, получить выгоду за счет обмана почти всеми участниками сделки (страхователями/выгодоприобретателями, посредниками и страховыми компаниями);
плагиат страховых продуктов компаний-лидеров из-за отсутствия системы патентования на страховые продукты;
юридическая неграмотность населения, которой очень часто пользуются страховые компании;
зависимость от развитости финансового рынка и его отдельных сегментов.
Как видим, в страховых компаниях работают не только бухгалтеры, экономисты, аудиторы, юристы, маркетологи, менеджеры по продажам, но специалисты, занимающиеся оценкой риска, аварийные комиссары, андеррайтеры, актуарии, страховые агенты, аджастеры, сюрвейеры, а также специалисты, осуществляющие инвестиции на финансовом рынке.
Подготовкой страховых агентов занимаются сами страховые компании, поскольку она не требует значительных вложений в их образование и по времени занимает от 3 дней до 2 недель. Практика показывает, что при необходимости работать страховым агентом, особенно по обязательным для страхователей видам страхования, например ОСАГО, может почти каждый. Необходимо лишь провести первоначальное профессиональное обучение новичков страховой терминологии, основам законодательства и основным условиям страхового договора. При этом дальнейшие успехи во многом будут зависеть от личностных качеств агента.
Финансовая устойчивость и стабильный рост страховой компании во многом зависит от обладания ее сотрудниками специальными профессиональными знаниями в области управления страховым бизнесом. В настоящее время система подготовки кадров для страхового бизнеса во многом опирается на обучение по программам профильного высшего образования, которое предполагает следующие возможные варианты:
получение базового профильного высшего образования по страхованию;
получение второго высшего профильного образования; получение образования по схеме «бакалавриат - магистратура» по страхованию.
Не каждый вуз возьмется готовить данных специалистов. Этому есть немало причин:
первое время это одно из нерентабельных (затратных) направлений; нет поддержки ни со стороны государства, ни со стороны страхового бизнеса;
сложности с кадрами, осуществляющих обучение студентов по данному направлению;
теоретическая база слабо разработана по данному направлению.
На современном этапе, несмотря на некоторые проблемы в деятельности страховых компаний, они в динамике показывают не плохую доходность и многие из них достаточно финансово устойчивы, чтобы конкурировать на национальном страховом рынке с иностранными страховыми компаниями, которые пришли и еще придут к нам на рынок в рамках вступления России в ВТО.
Т. Д. Одинокова
Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)
Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 6. Направления: 10. Современный потребительский рынок и сфера услуг 15. Товароведение. Технология питания и процессы пищевых производств, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 7121