Сфера социальных услуг в России всегда пребывала в загоне. Это было во времена советской власти, так и сегодня - во времена дикого капитализма. Для исправления ситуации мы постарались сформулировать несколько тезисов для предвыборных программ партий, намеренных участвовать в выборах.
По нашему мнению, решение проблемы находится на системном уровне. Поэтому ключевым предложением является исключение государства (чиновника), как института априори не имеющего причин быть заинтересованным, из финансовых потоков, передав это право тем, кто в этом заинтересован: население и бизнес. Государству оставляем только сферу контроля, чтобы в схеме функционирования сохранялся паритет в первую очередь экономических интересов.
Итак, что с этим делать?
ЕСН должно платить не бюджетное учреждение или частное предприятие, а население - по аналогии с НДФЛ. В целом расходы на оплату труда не изменятся, но идеологически это более правильно - плательщиком будет работник, а предприятие лишь агент по его перечислению.
Снизить количество посредников в схемах социального страхования - население платит сразу в страховую компанию (НПФ) по аналогии с ОСАГО. Сегодня количество посредников зашкаливает разумные пределы: население - бюджет - ФОМС - страховая компания - учреждение здравоохранения (население) - зачем в этой схеме ФОМС и бюджет? Тоже самое с пенсионным обеспечением, необходимо чтобы деньги сразу поступали в негосударственный пенсионный фонд, который выберет налогоплательщик.
Приватизировать все учреждения здравоохранения и все профессиональные учебные заведения. Сохранив государство (муниципалитет) в этих сферах, мы обрекаем их на прозябание - слишком велик уровень коррупции и неэффективного расходования средств. Решать эту проблему иными способами слишком дорого и долго. Обязать продать к 1 января 2013 г. (к этой дате подготовить всю нормативку).
Финансирование учреждений здравоохранения осуществлять исключительно через страховые компании - запретить населению осуществлять оплату медицинских услуг напрямую, в том числе приобретение медикаментов (население получает в аптеках медикаменты по рецепту бесплатно - обеспечит контроль и качество). Позволит создать механизм, при котором страховой компании будет экономически выгодно, чтобы услуга, предоставленная лечебным заведением, оказывалась качественно. Сегодня отсутствует институт, который бы занимался этим вопросом. Существующая схема, по сути, аморальна: врачу экономически не выгодно лечить, выгодно залечивать и клятва Гиппократа, когда хочется на Багамы, не действует. В результате население оплачивает медицинский страховой полис и получает услугу бесплатно
Финансирование специального среднего и высшего образования посредством заказа от бизнеса или населения. Позволит настроить систему обучения (повышения квалификации) специализированно и обеспечить преимущественно контроль качества со стороны лица, которое в нем заинтересовано - население и бизнес (без государства). Два источника финансирования: 1) население само оплачивает свое обучение 2) бизнес делает заказ учебным заведениям на подготовку специалистов (обязать предприятия отчислять некий процент с оборота на эти цели, с той лишь разницей, что предприятие само выбирает, какому учебному заведению платить) - уменьшить НДС на величину, отчисляемую на цели образования, а также на содержание государственного аппарата обслуживания.
Освободить учреждения здравоохранения и образования от всех налогов. Хороший стимул для качественного роста, позволит создать конкуренцию, а значит снижение стоимости обучения и оказания медицинских услуг.
Ю. Ш. Мулюкова, Л. А. Костоусов
Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)
Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 6. Направления: 10. Современный потребительский рынок и сфера услуг 15. Товароведение. Технология питания и процессы пищевых производств, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 983