На сегодняшний день большинство пользователей компьютера объединены в глобальную сетевую среду, именуемую Интернет. Предприниматели в настоящее время используют интернет в качестве ресурса, помогающего получить прибыль. Компании делают ставку на электронную коммерцию вполне обоснованно: во-первых, информационные технологии и в частности электронная коммерция становится главным инструментом в проведении деловой активности, во-вторых, электронная коммерция является причиной коренного изменения в способах ведения и организации бизнеса.
По данным Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ), объем рынка продаж через Интернет в 2009 г. увеличился на 40% по сравнению с прошлым годом и достиг 147 млрд р. (в 2006-2008 гг. он прирастал в среднем на 30% ежегодно), т. е. доля интернет-экономики в ВВП России составила 1,6%, или 19 млрд долл. По этому показателю наша страна заняла 11-ю строчку в мировом рейтинге (первую заняла Великобритания с 7,2%)
Среди открывающихся интернет-магазинов 60% принадлежат пред- принимателям-новичкам, 40% - традиционному бизнесу, расширяющему каналы продаж за счет сети. Однако большая часть доходов (около 80%) приходится на крупные и средние интернет-магазины. Лидерами считаются виртуальные подразделения, созданные ритейлерами электроники и бытовой техники («Эльдорадо», «М.Видео», «Белый ветер Цифровой», «Евросеть» и т. д.), с годовой выручкой более 1 млрд р. на каждого. Только одному магазину, созданному предпринимателем-новичком, из десяти удается добраться до точки безубыточности.
Несмотря на это количество интернет-магазинов продолжает существенно увеличиваться. По данным, опубликованным администрацией Екатеринбурга: в начале 2008 г. в столице Среднего Урала работала 51 виртуальная площадка, а в начале 2010 г. - 310.
Однако значительно увеличить долю виртуальных продаж по сравнению с традиционными удастся только через 5-10 лет: это время уйдет на то, чтобы проникновение Интернета (сегодня около 20-30%) и владение населением электронными методами оплаты вышло на принципиально иной уровень. Кроме того, вполне вероятно, что по мере развития сектора к этому времени будут приняты нормативные акты, которые защитят население от мошенничеств.
В последнее время в онлайновый бизнес начала активно входить торговля продуктами питания. И не просто «входить», а даже претендовать на лидирующие позиции в общей структуре электронной коммерции.
Так, например, согласно последним (апрельским) данным проекта «Интернет-продажи 2.0» компании InSales, торговля продуктами питания вышла на первое место в Рунете по среднесуточному количеству заказов, а по месячному обороту закрепилась в тройке лидирующих отраслей. Что это - устойчивый тренд или случайный всплеск активности?
Как говорится, будущее - покажет. Все-таки сегмент интернет-магазинов, профессионально специализирующихся на торговле продуктами питания, в России, по хорошему счету, находится лишь в стадии своего зарождения.
Тем выгоднее смотрится ситуация для выхода на этот рынка новых участников. Причем текущий момент хорош не просто для выхода на рынок, но и для заявки на одну из лидирующих позиций в сфере онлайн- торговли продуктами питания. Причем цель эта не выглядит фантастической, если амбиции нового игрока окажутся подкрепленными грамотной и продуманной маркетинговой стратегией. А одним из условий ее реализации - успешного продвижения и построения коммуникаций - является удачный бренд.
М. А. Левашова, М. А. Петрищева, С. Н. Лыкасова
Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)
Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 6. Направления: 10. Современный потребительский рынок и сфера услуг 15. Товароведение. Технология питания и процессы пищевых производств, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 1068