Конкурентоспособность это некое преимущество предприятия по отношению к другим предприятиям данной отрасли внутри страны и за ее пределами. Конкурентоспособность может быть оценена только в рамках группы фирм, относящихся к одной отрасли, либо фирм, занимающихся сходными видами деятельности. Уровень конкурентоспособности можно определить только сравнением между собой этих фирм как в масштабе страны, так и в масштабе мирового рынка.
Также важен географический аспект в понятии конкурентоспособности - на региональном рынке фирма может занимать лидирующие позиции, а на международном - нет.
Потребители оценивают конкурентоспособность с точки зрения максимального удовлетворения своих потребностей.
Определяющими факторами конкурентоспособности продукции с точки зрения потребителей являются: высокое качество продукции, или услуг; приемлемая цена; известность бренда; степень доверия к данной фирме, ее гарантии; отзывы других потребителей, или собственный опыт. Также потенциальных покупателей может привлечь яркая, красивая упаковка товара, рекламная акция, проводимая производителем, бонусы к покупкам, лотереи и розыгрыши.
На мировом рынке наиболее конкурентоспособны фирмы, обладающие известными брендами, зарекомендовавшие себя высоким качеством продукции, и потому имеющие высокий спрос на свои товары.
«Бренд» - значительно более широкое понятие, чем «товар». В отличие от последнего бренд можно подразделить на две основные части: реальную и латентную для потребителя. Реальная для потребителя часть - это название товара, его упаковка, цена, реклама и образ товара, который она создала. Латентная (скрытая) для потребителя часть характеризуется компетенциями компании по организации распределения и доставки товара, компетенциями персонала, эффективной организацией операций по реализации товаров для потребителя. Большинство из составляющих скрытой части представляет ноу-хау компании, и является достаточно сложным для подражания со стороны конкурентов.
Различают глобальные и локальные бренды. Локальные бренды предназначены для использования только на внутреннем рынке какой- либо отдельной страны, поэтому они формируются с учетом менталитета местного потребителя. Глобальные бренды, являющиеся собственностью крупнейших транснациональных корпораций, ориентированы на международные рынки, влияют на предпочтения потребителей во всем мире
и, соответственно, на конкурентоспособность стран.
Влияние бренда на конкурентоспособность может быть как положительным, так и отрицательным. Крупнейшие глобальные бренды, обладающие значительным экономическим потенциалом и высокой рыночной стоимостью, увеличивают не только конкурентоспособность компаний, которым они принадлежат, но и создают положительный образ страны базирования, повышая тем самым ее инвестиционную привлекательность. Например, прогресс в области персональных компьютеров и программного обеспечения прочно ассоциируется у большинства потребителей с США.
Но, к сожалению, со временем качество продукции, выпускаемой под известными брендами, может снижаться, также очень распространены случаи подделки брендовых товаров (например, Adidas). Разумеется, это портит облик фирмы в глазах покупателей и ведет к уменьшению уровня продаж, снижению конкурентоспособности, а порой и к банкротству.
Задача фирмы в этой ситуации - всеми силами стараться поддерживать заданный уровень продаж путем усовершенствования своей продукции, разработки маркетинговых компаний и вытеснения конкурентов с рынка своих товаров.
А. В. Кропотухина, Н. В. Шарапова
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина (Екатеринбург)
Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 6. Направления: 10. Современный потребительский рынок и сфера услуг 15. Товароведение. Технология питания и процессы пищевых производств, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 2305