На наш взгляд, спрос формируют три взаимосвязанных фактора: 1) наличие денежных средств; 2) необходимость; 3) желание.
Напрямую на спрос влияют денежные доходы населения: с их ростом люди прекращают оказывать услуги себе самим (например, услуги парикмахерских или ремонт техники).
С ростом денежных доходов растет объем бытовых услуг населению (табл. 1).
Т аблица 1
Объем бытовых услуг населению1
2005 2006 2007 2008 2009
228 679 277 883 330 839 405 839 446 728
В 2009 г. по сравнению с 2005 г. объем оказанных бытовых услуг населению увеличился почти вдвое - на 95,4%, даже в кризисном 2009 г. показатель вырос на 10% (вероятно, это связано с тем, что население уже просто не может отказаться от помощи бытовых организаций).
При наличии денег у населения растут потребности в более разнообразных и качественных услугах, появляется второй фактора спроса - желание. Например, всем известно, что раньше водителями в основном были мужчины, однако с улучшением уровня жизни и, возможно, с уравнением условий труда для женщин и мужчин, водить автомобили стало большое количество женщин. Женщины по своему менталитету, образу жизни и т. п. зачастую не очень разбираются в технических свойствах автомобиля и поэтому при какой-либо чрезвычайной ситуации нуждаются в посторонней помощи. Так, желание передвигаться в автомобиле переросло в необходимость пользоваться услугами тех. обслуживания и ремонта.
Т аблица 2
Число ателье (цехов, мастерских, салонов) бытового обслуживания2
Показатель 2003 2006 2009
Всего 48 531 41 950 235 814
Техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования 5 939 6 272 34 449
В 2009 г. по сравнению с 2003 г. число мастерских и салонов, обслуживающих транспортные средства, машины и оборудование, увеличилось практически в 6 раз. Также в 2009 г. техобслуживание в общем объеме бытовых услуг составило 26,5%.
Как уже говорилось, люди очень часто не могут уже отказаться от пользования какими-либо услугами. То же техобслуживание автомобиля: либо ты сам будешь менять шины и затратишь на это 30-40 мин, либо заедешь в шиномонтаж и тебе все сделают за 10-15 мин. Во-первых, экономия времени; во-вторых, некоторые нынешние водители могут просто не уметь поменять колесо. Здесь-то и проявляется третий, на наш взгляд, фактор спроса - необходимость (в некоторых случаях даже неизбежность). Кроме того, необходимость в услуге может со временем исчезнуть, например, если узко взять, прокат видеокассет, или наоборот же она может увеличиваться, например, техника становится все сложнее, поэтому при поломке, человек неизбежно обращается в сервисный центр.
Пока у людей есть желания, нужда и средства - будет и предложение, будет и развитие рынка бытовых услуг.
П. С. Захаров, Н. В. Махинова
Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)
Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 6. Направления: 10. Современный потребительский рынок и сфера услуг 15. Товароведение. Технология питания и процессы пищевых производств, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 1029