Общественное питание как отрасль народного хозяйства представляет собой совокупность предприятий различных организационно-правовых форм и граждан-предпринимателей, объединенных по характеру перерабатываемого сырья и выпускаемой продукции, организации производства и формы обслуживания населения.
Общественное питание выполняет три взаимосвязанные функции: производство готовой продукции, ее реализация и организация потребления. Деятельность предприятий общественного питания в процессе выполнения этих функций характеризуется рядом признаков, сближающих их с предприятиями пищевой промышленности и розничной торговли.
Темпы роста рынка общественного питания России на протяжении 1990-2000 гг. составляли 20-30% в год, во второй половине 2009 г. темпы отрасли составили 15% в год. По данным Росстата, в 2005 г. объем валовой выручки владельцев ресторанов, баров, кофеен, закусочных и т. д. в сумме составил около 310 млрд р., в 2006 г. - порядка 400 млрд р. Развитие рынка общественного питания шло высокими темпами до начала мирового финансового кризиса.
Аналитики отмечают, что затраты на ресторанные услуги в России в среднем на человека - значительно ниже таких же показателей других стран. Так, затраты на питание вне дома на душу населения в год в России по состоянию на 2010 г. составили 4 тыс. р. на человека. В других странах показатели заметно отличаются (рис. 1). Значительное отставание показателей России указывает на высокий потенциал ресторанного рынка и его на сегодняшний день недостаточную насыщенность.
На разных этапах развития российского рынка менялась его структура. В первой половине 1990-х гг. бесспорными лидерами рынка были киоски и палатки, и в то же время дорогие рестораны, что соответствовало стратификации общества, которое делилось на дуальные классы очень богатых и крайне бедных.
Далее последовал продолжительный экономический рост, что повысило благосостояние и жизненный уровень среднего класса. Средний
класс начал активно приобщаться к образу жизни состоятельного класса, одним из атрибутов которого является питание вне дома. В результате до начала мирового финансового кризиса 2008-2010 гг. и по мере его ослабления в 2009-2010 гг. существенный вклад в развитие рынка вносили предприятия бюджетного сегмента: кофейни, рестораны casual dinning (среднего сегмента), рестораны fast casual (быстрого питания).
Следует отметить, что средний ценовой сегмент является относительно стабильным, он продолжит свой рост и после нивелирования последствий мирового экономического кризиса. Такой оптимистический прогноз позволяют составить следующие показатели:
Темпы роста рынка общественного питания в 2006-2008 гг. составили 30%. В I полугодии 2009 г. рынок среднего ценового сегмента вырос несущественно по
Учитывая приведенные данные, можно прогнозировать дальнейший рост сферы общественного питания с приоритетом заведений среднеценового формата, а также предприятий быстрого питания. Акцент потребителей услуг предприятий питания активно смещается в сторону интереса к качеству кухни, качеству исходного продукта, а не внешней ин- терьерной составляющей заведений общественного питания.
Ввиду быстрого развития в последние годы сети общественного питания некоторые информационные области в данном секторе услуг не получили должного внимания и данные о состоянии этой группы объектов достаточно разнородны, иногда противоречивы. Вместе с тем общественное питание является одним из важнейших факторов, дающих интегральную оценку социально-экономического уровня общества и понимание его состояния необходимо для формирования перспективных планов как для представителей отрасли, так и для организаций, осуществляющих надзор за объектами этой отрасли.
В. С. Жихарева
Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)
Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 6. Направления: 10. Современный потребительский рынок и сфера услуг 15. Товароведение. Технология питания и процессы пищевых производств, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 3163