Проблема повышения конкурентоспособности российских детских игрушек является актуальной для успешного развития российского потребительского рынка. Качество изготовления, цена, дизайн, ассортимент определяют конкурентоспособность детских игрушек на потребительском рынке. В этих условиях особую актуальность приобретает повышение безопасности и качество детских игрушек.
Основным направлением развития потребительского рынка игрушек, в последние годы становится производство электронных игрушек, следовательно, ассортимент игрушек не только постоянно расширяется, но и усложняется.
Потребительский рынок предлагает широкие возможности для выбора и приобретения детских игрушек, но качество и безопасность отдельных видов товаров не всегда соответствуют требованиям нормативно-технической документации. Значительная часть детских товаров, поступающих в Россию из Китая и стран Юго-Восточной Азии, не соответствует требованиям безопасности и гигиены.
Основная проблема появления некачественной игрушки на российском рынке это поставка игрушек произведенных малыми предприятиями в Китае. Эти предприятия, а также их дистрибьюторы не имеют ни достаточных знаний, ни квалифицированного персонала, которые необходимы для обеспечения безопасности. Безопасность здоровья детей оказывается у производителей на последнем месте, что обуславливает актуальность этой проблемы и свидетельствует о необходимости усиления системы контроля государственными органами.
Не меньшой проблемой является большая доля контрафакта, поставляемого в Россию по «серым» схемам. Во многих импортируемых товарах Роспотребнадзор с завидной регулярностью обнаруживает токсичные веществ, не соответствующие санитарным нормам. В этих условиях особую актуальность приобретает повышение безопасности и качество детской игрушки.
В 2009 г. учреждениями Роспотребнадзора было проверено 92 337 игр и игрушек, из которых сняли с реализации 21 111 игр; из них 88,8% иностранного производства, преимущественно КНР. Наибольший процент изъятых из оборота игрушек зарегистрирован в Республике Хакасия (53,7%), Ленинградская область (89,3), Камчатском крае (66,5), областях Ивановской (63,3), Тверской (59,3), Самарской (59,3) и Свердловской (57,2), а также Приморском крае (54) . Основными причинами изъятия игрушек из оборота являлись: отсутствие документов, подтверждающих качество и безопасность игрушек; нарушение требований по маркировке товаров и несоответствие игрушек требованиям безопасности по санитарно-химическим, токсикологическим показателям, по превышению уровня звука.
В 2011 году в результате надзорных мероприятий, проведенных органами Роспотребнадзора по Свердловской области, из торговой сети отобрано и исследовано 83 образца детских игрушек, выявлено 9 (или 10,8%) игрушек (за аналогичный период 2010 г. - 6%), не отвечающих санитарноэпидемиологическим требованиям по показателям миграции цинка и индексу токсичности; 57 (68,7%) образцов игрушек не соответствуют требованиям законодательства по маркировке.
Кроме того, контрафакт оказывает сильное ценовое воздействие на отечественных производителей, ставит их в невыгодную по сравнению с импортерами позицию. Дешевая импортная игрушка по определению не может быть качественной, она может нанести вред - как здоровью, так и психике ребенка. Хорошая игрушка должна быть безопасна и иметь педагогическую содержательность, поскольку она является одним из действенных средств всестороннего воспитания ребенка. Игрушка должна соответствовать возрастным особенностям психического и физического развития ребенка, быть средством формирования положительных черт его личности.
Российский рынок детских товаров постепенно выходит на докризисные темпы роста. Его объем в 2011 г. составил порядка 14 млрд долл., а высокая рождаемость в России, экономические предпосылки и развитие розничной торговли в ближайшие пять лет приведут к увеличению рынка в 2,5 раза (до 25,5 млрд долл.).
Соотношение импорта и экспорта детской продукции составляет 99,02% против 0,98% в пользу импортных поставок в связи с довольно низким уровнем отечественного производства и неуспевающим за изменением спроса.
По данным Федеральной таможенной службы, структура российского рынка игрушек по странам-производителям выглядит следующим
образом: 70% игрушек, представленных на рынке, производит Китай, 20%
Европа, 10% - Россия.
Наиболее популярные российские производители игрушек: ОАО «Весна» (г. Киров) - крупнейший производитель кукол, мягконабивных игрушек, развивающих игр, предметов детского творчества; ОАО «Звезда» - российский производитель сборных моделей-копий и настольных игр. Среди зарубежных производителей популярны германская компания «Ханса» - изготовитель мягконабивных игрушек; «Mattel» (США) - производитель торговой марки «Барби»; «Тини Лав», «Таф Тойз» (Китай) - производители развивающих игрушек для детей от рождения.
Игрушки отечественного производства значительно проигрывают зарубежным, в частности, в вопросах дизайна и технологий. Впоследствии проблема конкурентоспособности отечественных игрушек будет нарастать в связи с вступлением в ВТО, снижением таможенной ставки и введением одинаковых правил для российских и зарубежных производителей.
Итак, доля импортных товаров возрастает, а позиции российских производителей детских товаров за последние годы значительно ослаблены, а по отдельным товарным группам, особенно для детей до трех лет, практически утрачены. В условиях сегодняшнего состояния отечественных производителей отрасль рискует безвозвратно утратить конкурентоспособность, несмотря на то, что детские игрушки российских производителей безопасны и доступны по цене, нежели игрушки иностранных производителей.
Таким образом, российские производители должны акцентировать внимание на производстве современных развивающих игрушек конкурирующих с зарубежными по дизайну и технологичности.
Н. Н. Данько, О. Н. Зуева
Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)
Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 6. Направления: 10. Современный потребительский рынок и сфера услуг 15. Товароведение. Технология питания и процессы пищевых производств, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 4788