В наше время сложно представить крупную компанию, где не было бы социально ориентированных программ. Однако до сих пор не существует единого подхода к определению социальной ответственности бизнеса.
В 2000 г. в докладе «Создавая смысл для бизнеса» Р. Холм и Ф. Уаттс используют следующее определение: «корпоративная социальная ответственность - это постоянная приверженность бизнеса вести дела на основах этики и вносить свой вклад в экономическое развитие, в то же время улучшая качество жизни своих работников и их семей, как и общества в целом» .
В многочисленных более поздних исследованиях подчеркивается, что социальная ответственность подразумевает определенный уровень развития предприятия и добровольный отклик на социальные проблемы общества. Этот отклик означает соблюдение законодательно установленных норм и правил и осуществление деятельности сверх этих требований.
Существует несколько видов социальной ответственности:
юридическая ответственность (любые действия в рамках юридической законности считаются социально ответственными);
профессиональная ответственность (любые действия в рамках норм взаимодействия профессионала и нанимателя считаются социально ответственными);
экономическая ответственность (социальная ответственность инструмент или условие достижения экономических целей);
морально-этическая ответственность (достижение и совмещение интересов всех участников «жизнедеятельности» организации) .
Практически все авторы сходятся во мнении, что социальная ответственность бизнеса состоит из следующих элементов:
ответственность компании во взаимоотношениях с партнерами;
ответственность в отношении потребителей;
ответственная политика в отношении работников;
экологическая ответственность;
ответственность компании перед обществом в целом.
Ответственность в отношении потребителей предполагает и ответственность за формирование ассортиментной политики. Велика значимость данной проблемы в отраслях пищевой промышленности. Этому способствует ряд факторов:
ускорение технического прогресса расширяет круг моральных проблем, связанных с появлением новых технологий, продуктов и услуг, использованием искусственных ингредиентов, материалов;
популяризация здорового образа жизни и повышенное внимание к условиям его поддержания;
глобализация экономики, которая слабо учитывает местные этические нормы, традиции, религиозные установки общества и т. д.
усиление конкуренции на товарных рынках, которое приводит к необходимости формировать положительный внешний имидж фирмы для повышения известности. Компаниям постоянно необходимо совершенствоваться, для поддержания позитивного имиджа, для привлечения наибольшего количества потребителей, чтобы в дальнейшем стать лидером на данном рынке.
Для исследования нами рассматривались ситуация на рынке шоколадных изделий. Для российского потребителя основными критериями в выборе шоколадной продукции являются: цена, качество, внешнее и внутреннее содержание товара.
Значительную часть рынка занимают такие компании, как АВК, Roshen, ОАО КК «Бабаевский», ОАО «Красный Октябрь», Alpen Gold. Особое внимание хотелось уделить ОАО КК «Бабаевский», так как на протяжении длительного времени компания имеет стабильную позицию на рынке. Концерн имеет широкий ассортимент продукции, обладает уникальными технологиями и рецептами приготовления шоколадной продукции, производитель ориентирован на предпочтения потребителя вследствие всего этого стремится совершенствовать не только ассортимент, но и технологии. Компания постоянно расширяет линейку продукции, ориентируясь на запросы разных сегментов рынка, вводит в ассортимент товары с новыми ингредиентами, использует высококачественное сырье.
Всеми этими характеристика обладают и конкуренты ОАО КК «Бабаевский», и для того чтобы шагнуть вперед, достичь еще более высоких показателей а главное стать лидером не только на российском рынке, необходимо разработать и применить инновационный подход к формированию ассортиментной политики.
В последнее время популярно ведение здорового образа жизни. Многие отказываются от сладкого, мучного, переключая свое внимание на здоровую и полезную пищу обогащенную витаминами и минералами. На наш взгляд, в сложившейся ситуации необходимо разработать новую формулу для создания шоколадной продукции, которая будет обогащена специальными добавками, витаминами, минералами, не будет портить фигуру. Для людей страдающих диабетом также можно разработать линию продуктов, которые будут содержать сахарозаменители. Линию продуктов для здоровья могут пополнить и другие изделия.
В этом будет заключаться социально ориентированный подход к потребителю, что все в целом даст возможность компании преобладать над конкурентами, появится еще большая заинтересованность потребителей в выборе именно продукции ОАО КК «Бабаевский». Для покупателя всегда так же важно, на сколько и как заинтересован производитель в предпочтениях своего потребителя. Ведь если компания будет заинтересована в качестве жизни человека, то и потребитель будет заинтересован в продукте этой компании.
В целом социальная ответственность бизнеса при формировании ассортиментной политики оказывает благоприятное влияние имидж компании, а следовательно, на ее положение на рынке. Социальная ответственность бизнеса может выступать в качестве важного элемента повышения прибыльности или эффективности компании и являться средством обеспечения ее конкурентного преимущества.
А. М. Голобокова, Т. И. Арбенина
Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)
Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 6. Направления: 10. Современный потребительский рынок и сфера услуг 15. Товароведение. Технология питания и процессы пищевых производств, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 1671