Среди широчайшего ассортимента обувных товаров обувь кожаная занимает особое место. Изделия из кожи традиционно являются товарами постоянного спроса, имеют большое значение для удовлетворения потребностей человека в надежной и ноской обуви.
Мотивы приобретения обуви из кожи различны, но в целом могут трактоваться как утилитарные, эстетические, профессиональные, по уровню престижности, традиционные.
Динамика производства обуви в России (за вычетом экспорта), млн пар1
Производством обуви в России занимается более 134 предприятий, объем выпуска которых превышает 250 тыс. пар. Основные из них: ООО «Брис-босфор» (Краснодарский край), ООО «Муя продакшин» (Владимирская обл.), ЗАО «Обувная фирма ,,Юничел“» (Челябинская обл.), ООО ТП Компания «Цзи- синь» (Приморский край), АО «Торжокская обувная фабрика» (Тверская обл.) и т. д.
Т аблица 1
Динамика производства обуви по федеральным округам, тыс. пар2
Федеральный округ 2008 2009 2010
Российская Федерация, 56,5 57,5 63,1
млн пар
Центральный 25 877 26 388 15 867
Северо-Западный 1 925 1 869 898
Южный 16 010 15 319 13 955
Приволжский 7 533 6 715 4 088
Уральский 2 523 2 889 4 250
Сибирский 1 426 1 344 408
Дальневосточный 1 224 2 952 3 011
Т аблица 2
Основные страны - покупатели российской обуви, тыс. пар1
Страна 2008 2009
Обувь с кожаным верхом: 4 099 3 761
Дальнее зарубежье 69 115
СНГ 305 344
Беларусь 3 725 3 302
Казахстан 219 274
Украина 30 28
Нидерланды н/с 33
Германия 1 21
Туркмения 17 13
Обувь с верхом из текстиля: 1 713 1 926
Дальнее зарубежье 485 755
СНГ 1 228 1 171
Грузия* 728 743
Армения 136 300
Беларусь 258 297
США 133 147
Япония 78 67
Обувь прочая: 3 227 3 546
Беларусь 2 952 3 433
Монголия 128 56
Казахстан 31 20
Украина 21 19
Примечание. * 257 тыс. пар поставлено после выхода Грузии из СНГ.
В 2009 г. экспорт обуви увеличился, несмотря на кризис. Отечественная обувь экспортируется в 40 стран, такие как Беларусь, Монголия, Латвия, Эстония, Казахстан, Украина, страны Дальнего зарубежья и др. Основные страны - покупатели российской обуви представлены в табл. 2.
Таким образом, рынок кожаной обуви в России не полностью насыщен и перспективен для инвестиций. На российском рынке обуви доминирует импортная продукция, доля продукции отечественных производителей в общем объеме рынка обуви незначительна. Увеличение производства обуви в России в 2010 г. позволяет надеяться, что доля изделий отечественного производства в ближайшей перспективе значительно возрастет.
И. И. Гареева, Н. Н. Данько
Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)
Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 6. Направления: 10. Современный потребительский рынок и сфера услуг 15. Товароведение. Технология питания и процессы пищевых производств, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 3448