Тротуарная плитка находит широкое применение в ландшафтном дизайне, мощении улиц и тротуаров, оформлении коттеджных поселков и приусадебных участков.
Тротуарная плитка может быть изготовлена двумя способами - вибропрессованием и литьем в пластиковые формы. Показатели качества вибропрессованной тротуарной плитки значительно выше, на долю производства данного вида плитки приходится 90-95%, потому в данной статье речь пойдет именно о вибропрессованных изделиях.
Актуальность данной темы основывается на том, что на государственном уровне в апреле 2011 г. была принята программа по замене асфальтобетонного покрытия тротуарных зон на тротуарную плитку в связи с тем, что данный материал имеет ряд преимуществ:
срок службы асфальтового покрытия - 7 лет, в то время как срок службы тротуарной плитки - до 30 лет;
укладка тротуарной плитки возможна в труднодоступных участках; при проведении ремонта плитку легко снять и уложить вновь; имеет лучшие показатели по морозоустойчивости; плиточное покрытие не нарушает естественную потребность зеленых насаждений в водо- и газообмене;
в летнее время плиточное покрытие не размягчается и не выделяет вредных летучих продуктов (замена 1 млн м2 асфальта на тротуарную плитку сократит выброс вредных веществ на 665 т/год); на поверхности покрытия не образуются лужи.
В Москве по данной программе планируется наибольший объем работ. В марте 2011 г. по инициативе мэра города С. Собянина было решено заменить на тротуарную плитку до 2013 г. 4 млн м2. На лето 2011 г. был утвержден план работ по укладке площадью 1,14 млн м2, но из-за недопоставок и некачественной укладки часть работ перенесли на 2012 г. В текущем году планируется замена 771 тыс. м2асфальтового покрытия.
В 2011 г. Администрация г. Екатеринбурга приняла долгосрочную целевую программу по ремонту дворовых территорий на 2011-2015 гг. «Тысяча дворов». В связи с реализацией данной программы планируется повышение спроса на тротуарную плитку.
Объем российского рынка тротуарной плитки в 2010 г. составил 6,5 млн м2. Экспорт и импорт тротуарной плитки осуществляется редко, так как ее транспортировка на большие расстояния невыгодна. Основными странами, импортирующими тротуарную плитку в Россию, являются Финляндия, Украина и Германия. Экспорт плитки осуществляется лишь в страны СНГ. В связи с этим рынок тротуарной плитки носит преимущественно региональный характер. Из рисунка видно, что наибольший объем производства приходится на Южный федеральный округ (ФО), на 2-м месте находится Центральный ФО, на 3-м - Сибирский ФО.
Самым крупным заводом в России по производству тротуарной плитки является Камышловский завод мозаичных плит. Производство плитки на данном предприятии составляет 1 млн м2 в год. Продукция Ка- мышловского завода поставляется на крупнейшие промышленные объекты в стране: АЭС, заводы, используется для обустройства нефтегазовых месторождений, для покрытия дорог.
На рынке Екатеринбурга основными производителями вибропрес- сованной тротуарной плитки являются завод «Берит», а также Свердловский промышленный завод гипсовых изделий. Завод «Берит» является производственным подразделением самого крупного застройщика Свердловской области «Атомстройкомплекс».
Производство вибропрессованной плитки осуществляется в основном на отечественном оборудовании (Челябинский завод «Стройтехни- ка» занимает 50-60% установленных линий). Из импортного оборудования преобладают производственные линии фирмы HESS (Германия).
Стоимость 1 м2 плитки колеблется в пределах от 250 до 530 р. и напрямую зависит от способа производства и цвета: вибропрессованная и окрашенная плитка стоит дороже.
Среди потребителей тротуарной плитки наблюдается четкое разделение на две основные категории. К первой относятся муниципальные и коммерческие предприятия, потребляющие плитку для мощения тротуаров и парковок. На их долю приходится около 80% потребления. Второе направление - это благоустройство придомовой территории. Здесь основными потребителями являются коттеджные поселки. Они потребляют относительно небольшой объем плитки и хотят получить изделия различных цветов, а также нестандартных размеров и форм. На долю данных потребителей приходится около 20% выпущенных изделий.
Российский рынок вибропрессованной тротуарной плитки динамично развивается, плитка постепенно вытесняет асфальтовое покрытие. В связи с тем, что она является недорогим, но в то же время долговечным материалом мощения. В крупных городах спрос и предложение сегодня сбалансированы, для новых производителей вряд ли найдутся свободные ниши. Желающим влиться в ряды участников данного рынка целесообразно обратить внимание на небольшие города, где местные власти и частные домовладельцы могут быть заинтересованы в приобретении плитки от своего производителя, экономя на транспортировке.
Е. С. Борщева, Н. Н. Данько
Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)
Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 6. Направления: 10. Современный потребительский рынок и сфера услуг 15. Товароведение. Технология питания и процессы пищевых производств, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012
Количество показов: 6180